«Легче всего обмануть самого себя» — это высказывание Демосфена вспоминаешь, читая белорусскую статистику. Согласно пресс-релизу Белстата, за первый квартал нынешнего года иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики 3,9 млрд. долларов. Но эта цифра высосана из пальца.
К инвестициям приравняли кредиты
Если верить тому же Белстату, в 2011 году в реальный сектор было инвестировано 18,9 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, в том числе 13,2 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Этот показатель превышает объем ПИИ в начале пятилетки (2006 год) в 17 раз!
Казалось бы, с таким объемом ПИИ Беларусь не должна была испытывать серьезных экономических потрясений. Но это только в том случае, если под прямыми иностранными инвестициями понимаются именно они.
Однако согласно официальной методике подсчета, в расчет ПИИ включается задолженность перед прямым инвестором за товары, работы, услуги. Другими словами, к инвестициям приравняли различного вида кредиты. В основном это товарные кредиты, выданные иностранными компаниями отечественным продавцам.
После очистки от лишних цифр выясняется, что Беларусь в 2011 году привлекла только 3,97 млрд. долларов. Если вынести за скобки продажу второй половины «Белтрансгаза» российской компании «Газпром» за 2,5 млрд. долларов, остается всего 1,47 млрд. долларов (2,7% ВВП).
Утешив себя 18,9 млрд. долларов якобы привлеченных в прошлом году инвестиций, власти подготовили на 2012 год менее оптимистичный прогноз. Указом президента был установлен минимальный размер ПИИ в 3,7 млрд. долларов.
В итоге же либо решимости не хватило, либо оптимизма, либо полисимейкеры стали реальнее смотреть на вещи, но брать на себя груз в 3,7 млрд. долларов инвестиций никто не решился. Во всяком случае, 30 декабря 2011 года было подписано постановление Совета министров № 1779, в котором говорится, что в 2012 году привлечение ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) должно составить не менее 1,2 млрд. долларов.
План по ПИИ в 3,7 млрд. долларов этим постановлением никто не отменял. Просто Совмин своим постановлением установил минимальную планку по привлечению инвестиций для учреждений государственной подчиненности.
Скорректированная цель в 1,2 млрд. казалась реалистичной, но по итогам двух месяцев в Беларусь на чистой основе было привлечено только 140,5 млн. долларов. Причем из этого объема 83,7% (117,6 млн. долларов) привлечено не государственными ведомствами, а юридическими лицами без ведомственной подчиненности. Это доказывает низкую эффективность работы государственных органов в качестве инвестиционных агентов страны.
Получается, по итогам двухмесячной работы чиновники смогли выполнить свою задачу-минимум только на 1,9%. В целом по экономике план выполнен на 3,7%.
В сухом остатке — неспособность чиновников самостоятельно привлечь даже минимальный объем инвестиций в отечественную экономику, которая в сегодняшнем виде весьма непривлекательна для иностранных инвесторов.
Единственное, что остается делать, это продолжать тешить себя положительной тенденцией валового объема иностранных инвестиций, которые таковыми не являются. Реальная картина иная — снижение объема иностранного капитала, приходящего в страну на протяжении последних трех лет.
Номенклатура не хочет отдавать вожжи
Вкладывая свои кровные деньги, инвестор ждет отдачи — прибыли в виде процентов, дивидендов, доли собственности. Чаще всего он заинтересован участвовать в освоении инвестиций, контролировать процесс. В Беларуси все иначе. Здесь инвестора не ждут, а боятся. В других странах руководство компании радуется, что нашли внешние инвестиции; в Беларуси инвестор должен благодарить, если ему позволили инвестировать в компанию. Чем это объяснить?
Номенклатурное лобби противится изменениям экономической системы. В основном речь идет о местных исполнительных органах власти, которые контролируют свою долю государственной собственности и не желают с ней расставаться. Особенно если новым собственником станет иностранный инвестор.
Властная верхушка (республиканские органы управления) пытается вести иную игру. Заключается она в сохранении контроля и права распоряжаться крупными активами национального масштаба (так называемым фамильным серебром) с одновременным выводом за скобки государственного имущества на местном уровне.
Первое дает возможность контролировать страну, второе — двигаться в сторону либерализации, которой требуют внутренние и внешние обстоятельства. По всем критериям это белорусский вариант древнего принципа «разделяй и властвуй».
Пример такой политики — недавно подписанный президентский декрет №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Кроме того, с начала года субсидиарная поддержка предприятий на местном уровне проходит точечно, а не массово.
Но такая модель не работает. Местные власти не готовы к изменениям. Они не желают оказываться вне игры. Отчитываться же приходится все равно, поэтому был выбран способ обманывать самих себя: скрывать с помощью методик свои ошибки и погрешности. Вопрос в том, сколько это может продолжаться.
Дешевые энергоносители размагничивают
Александр Лукашенко в своем послании белорусскому народу и парламенту 8 мая отметил: «Инвестиции должны быть прямыми, а не замаскированной формой кредита». Пока это только слова. Реальных действий по улучшению бизнес-климата для привлечения инвестиций в ближайшие месяцы ожидать не стоит. Крупные льготы от России в виде дешевого газа и нефти позволяют пополнять золотовалютные резервы, не мучаясь над изменением экономической модели.
В случае если в текущем году повторится ситуация середины 2011 года с нехваткой валюты в стране из-за ажиотажного спроса на нее, необходимо будет что-то приватизировать. Модель «быстрой приватизации» уже была испытана на «Белтрансгазе». На очереди могут оказаться МАЗ, 51-процентная доля в МТС, нефтеперерабатывающие заводы.
Повторение же ситуации с нехваткой валюты вполне реально, если учесть планы Национального банка снизить ставку рефинансирования к концу года до 19-22%. В условиях излишней ликвидности коммерческих банков снижение ставки вызовет очередной виток инфляции. Белорусы, наученные горьким опытом, пойдут в обменники.
Беларусь. Динамика иностранных инвестиций, 2006—2012
Показатель
2006
2007
2008
2009
2010
2011
I кв. 2012
Прогноз 2012
Валовой объем иностранных инвестиций, поступивших в Беларусь, млрд. долл. США
4,04
5,42
6,53
9,30
9,09
18,88
3,91
–
Прямые иностранные инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), млрд. долл. США
0,75
1,31
2,28
4,82
5,57
13,25
3,19
–
Чистые ПИИ (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), млрд. долл. США
0,12
1,09
1,77
1,77
1,19
3,97
0,14
3,7
Отношение чистых ПИИ к валовому показателю иностранных инвестиций, %
2,9
20,1
27,1
27,1
13,0
21,0
3,6
–
Источник: Белстат, доклад "Социально- экономическое положение Республики Беларусь в январе — марте 2012 года"
Номенклатурное лобби противится изменениям экономической системы. Особенно если новым собственником государственного имущества станет иностранный инвестор...