Президент и правительство Беларуси наметили достичь в 2012 году средней заработной платы в 500 долларов. За январь-апрель показатель по стране достиг 375 долларов. План не так уж утопичен. Но в какую цену может обойтись белорусам установка властей?
Спорная стабильность
Несмотря на то, что в номинальном выражении заработная плата за январь-апрель выросла в 2,1 раза по сравнению с показателем за аналогичный период 2011 года, в реальном выражении она осталась на прошлогоднем уровне. Даже повышение производительности труда не позволило населению стать богаче. Логика белорусской системы приводит к парадоксальному выводу: инвестировать в рост производительности труда белорусам нет смысла. Эффективность таких вложений равна нулю. Сколько ни работай, получается почти по Марксу: народ беднеет, буржуи богатеют. Вот только буржуи в Беларуси специфические.
Структура доходов граждан также не претерпела особых изменений. Основными источниками их формирования остаются заработная плата и трансферты (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-апреле нынешнего года составил 85,3% (за аналогичный период прошлого года — 86,4%).
Особое внимание стоит уделить увеличению доли доходов от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы). По сравнению с прошлым годом их доля в общем объеме денежных доходов населения увеличилась с 2,2% до 3,7%. Причина такого роста — привлекательность банковских вкладов из-за высокой ставки рефинансирования.
Желание заработать на высоких ставках по депозитам подтверждается склонностью белорусов сберегать в 4,1 раза больше, чем годом ранее. Согласно данным Нацбанка, склонность населения к сбережению за первый квартал составила 12,7% от их совокупных денежных доходов. Одновременно с этим депозиты физических лиц в национальной валюте увеличиваются ежемесячно и с начала года выросли на 41%.
Высокая ставка рефинансирования не только привлекала средства населения на банковские счета, но и делала кредитные ресурсы недоступными предприятиям для выплаты заработной платы. Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату заработной платы на 1 апреля нынешнего года составила 1 062,3 млрд. рублей, или 10,4% от начисленного за месяц фонда заработной платы (годом ранее — 27%). Предприятия изыскивают средства для выплаты заработной платы из оборотных активов, тем самым снижая свою прибыль.
В итоге получаем некую стабильность: белорусы работают больше, заработные платы остались на том же уровне, норма сбережения выросла, а предприятия становятся в меру самостоятельными.
Курок может быть спущен легко
Эта весьма условная стабильность на самом деле является результатом искусственного роста номинальной заработной платы в бюджетной сфере. Прирост средней заработной платы в стране с начала года шел в основном за счет образования, здравоохранения, сферы социальных услуг. Там она с начала года выросла в реальном выражении на 20-30%.
Важно понимать цену такого роста. С начала года рублевая денежная масса (М2) увеличилась на 20,6%, до 49,7 трлн. рублей. Инфляция, составившая 9,2% с 1 января по 15 июня, сдерживается за счет высокой нормы сбережения населения. По мере того как ставка рефинансирования снижается, граждане снимают сбережения с банковских депозитов. Если люди начнут тратить их, то инфляция выйдет к концу года за рамки прогноза в 19-22%. Но, скорее всего, белорусы предпочтут переводить свои сбережения в валюту. Именно эта тенденция наблюдается на протяжении последнего месяца.
Одновременно с увеличением спроса на валюту со стороны физических лиц повысится и спрос со стороны юридических лиц. Снижение ставки рефинансирования предоставит доступ на рынок новым кредитным ресурсам. Излишняя ликвидность коммерческих банков окажется доступной и будет оказывать непосредственное влияние на инфляцию и курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.
Остается только понять, до какого уровня должна снизиться ставка рефинансирования, чтобы спустить курок. Согласно последним опросам Нацбанка, более 50% предприятий пока не готовы брать кредиты из-за высоких ставок процента. Но в случае их снижения готовность участников рынка возрастает. Поэтому можно заключить, что психологическим барьером будет ставка рефинансирования в 25-29%.
Увеличенная до неприличных размеров рублевая денежная масса, которая сдерживалась высокими процентными ставками в банковской системе, после их снижения может перечеркнуть планы роста заработной платы до 500 долларов.
Попытка властей искусственно создать высокую среднюю заработную плату одновременно с удешевлением денег с помощью снижения ставки рефинансирования может вылиться в очередную трехзначную инфляцию к концу текущего или началу следующего года.