Большинство участников опроса проекта RABOTA.TUT.BY хотели бы работать в иностранной компании. Но поможет ли это улучшить свое материальное положение, если наниматели изначально настроены платить белорусам меньше, чем, например, украинцам и россиянам?
Работать у иностранного нанимателя хотят 95% опрошенных. Те же, что не хотят, объясняют это следующим образом: считают, что в таких организациях тяжело работать (45%) и нет простора для самовыражения и творчества (36%). Также популярной причиной отказа от сотрудничества с зарубежными компаниями стало незнание иностранных языков (36%) и несоответствие чужой корпоративной культуры нашему менталитету (36%).
Почему бы вы не хотели работать в иностранной компании?
Примечательно, что при подавляющем большинстве желающих работать в иностранной компании, опыт реального сотрудничества с западными компаниями имеет только 17% опрошенных, с белорусскими компаниями с иностранным капиталом — 15%, с компаниями с российским капиталом довелось поработать 9% респондентов.
На каких предприятиях у вас есть опыт работы?
Чем белорусских работников привлекает возможность трудоустройства в иностранной компании? В качестве главного преимущества 59% опрошенных отметили привлекательную систему оплаты труда. Второе и третье место заняли возможность корпоративного обучения (мастер-классы, тренинги), возможность продолжения карьеры в другой стране и общения на иностранном языке во время рабочего процесса.
Значимыми для белорусов также являются хороший соцпакет (39%) и развитая корпоративная культура (39%) в зарубежных компаниях. В качестве других преимуществ респонденты отметили отлаженность всех бизнес-процессов, четкое распределение задач между сотрудниками и привязку зарплаты к курсу доллара.
Какие, на ваш взгляд, существуют преимущества работы в иностранных компаниях?
Несмотря на все перечисленные преимущества, только 1% опрошенных считает работу в иностранной компании идеальным местом для трудоустройства, 44% полагают, что в иностранных компаниях тяжело проходить собеседование при устройстве на работу, а 40% респондентов в качестве недостатка отметили высокую конкуренцию среди коллег.
Немного проще белорусам оказалось смириться с несоответствием корпоративной иностранной культуры нашему менталитету (18%), частыми переработками, которые не оплачиваются (15%), жестким графиком работы (14%).
Соискатели работы отмечают следующие недостатки работы в иностранных компаниях
Люди, которые надеются хорошо заработать в иностранной компании, не всегда найдут там то, что ищут, считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. Иностранный капитал приходит сюда не для того, чтобы платить нам большие деньги, а чтобы найти здесь дешевую рабочую силу и использовать страну как канал проникновения на рынок Таможенного союза и ЕЭП, отмечает эксперт.
«Ожидать, что здесь они будут очень хорошо платить белорусским работникам, не приходится, — отмечает Георгий Гриц. — В российских компаниях на одинаковых позициях платят россиянам самую высокую зарплату, украинцам чуть меньше, а белорусам еще меньше. Несмотря на это, зарплата в российской компании будет выше, чем в среднем по стране».
Георгий Гриц обратил внимание на то, что в Беларуси часто говорят о дешевой китайской рабочей силе, однако не принимают во внимание, что средняя зарплата в Китае — порядка 400 долларов. «Из Беларуси уезжают рабочие бригадами. Едут работать за рубеж и квалифицированные инженерные кадры. Проблема эмиграции трудовых ресурсов выходит на уровень проблемы национальной безопасности. А ее решение вступает в противоречие с жесткой монетарной политикой, которую проводит Нацбанк. Мы наблюдаем противоречие интересов», — отметил экономист.
Предполагать, что ситуация значительно изменится в ближайшее время, не приходится, считает Георгий Гриц и отмечает, что экономическое самочувствие белорусов улучшилось лишь в сравнении с прошлым годом: «Речь можно вести о том, что хуже, чем в прошлом году, быть уже не может. Мы говорим о том, что 2012 год лучше, чем 2011-й. Однако если мы сравним с 2009-м, 2012-й не лучше».
Согласно июньскому опросу НИСЭПИ, стабилизация «экономического самочувствия» белорусов продолжается, но ее темпы, очевидно, замедлились: если в декабре количество тех, чье материальное положение за последние три месяца ухудшилось, было в 8,4 раза больше количества тех, чье положение улучшилось (59,8% против 7,1%), а в марте — в 2,7 раза (40,4% против 15,3%), то сегодня — в 2,5 раза (31,9% против 12,8%).
Если в декабре число тех, кто считал, что белорусская экономика находится в кризисе, превышало число тех, кто был с этим не согласен, в 10,2 раза (81,5% против 8%), а в марте — в 5,1 раза (77,2% против 15,1%), то сегодня в 3,3 раза (71,7% против 21,5%). На докризисный уровень «экономическое самочувствие» пока не вернулось: если в марте 2011 года 10,3% опрошенных говорили, что «мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты», а 33,7% — «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения», то сегодня первый ответ дали 14%, а второй — 43,2%.
Соответственно, замедлились и темпы повышения «социально-экономического оптимизма»: если в декабре соотношение тех, кто ожидал ухудшения социально-экономической ситуации в Беларуси в ближайшие годы, и тех, кто ожидал ее улучшения, составляло 45% против 17,1%, а в марте — 32,7% против 22,5%, то сегодня — 30,4% против 21,4%. В этих условиях попытки властей «оживить» экономику путем вовлечения белорусов в частный бизнес не находят у них большого энтузиазма: если в марте 2011 г. 53,8% пожелали бы своим детям заняться частным бизнесом, связать свою жизнь с предпринимательством, а 33,8% отказались, то сегодня это соотношение составляет 46% и 40,4%.