Начисление и уплата обязательных страховых взносов
06.08.2012
—
Новости Экономики
|
Поговорим о последствиях несвоевременного перечисления взносов в Фонд социальной защиты населения. В данной статье мы преднамеренно отойдем от большого количества ссылок на законодательные акты и попробуем поговорить с плательщиком более простым и доступным языком на вышеуказанную тему. Повод поговорить на, казалось бы, всем известную тему, поверьте, есть. Итак, каждый взрослый гражданин нашей республики знает или слышал, что такое государственное социальное страхование. Оно представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь. Откуда берутся средства на пенсии, пособия и другие выплаты? Естественно, не из воздуха. Все наниматели и работающие граждане являются ключевыми участниками и плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд). Теперь мы знаем, что средства государственного социального страхования – совокупность денежных средств, аккумулируемых Фондом за счет отчислений работодателей и работников на цели социального страхования. Это дает возможность Фонду выполнять свою главную функцию – своевременно финансировать органы социальной защиты для выплаты пенсий и различных пособий. Взносы в Фонд начисляются в заработную плату (доход) в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работающих граждан (далее – заработная плата). Эти взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты взносов в Фонд производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию: в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и другие. Сумма заработной платы для начисления и уплаты взносов в Фонд начиная с 2009 года ограничивается четырехкратной величиной средней заработной платы сотрудников по республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы. Это так называемое верхнее ограничение по уплате взносов. Оно введено в связи с тем, что в соответствии с пенсионным законодательством, заработок сотрудника, превышающий 400 % средней заработной платы трудящихся в республике, для исчисления пенсии не учитывается. К соблюдению верхнего ограничения начислений взносов в Фонд необходимо отнестись очень внимательно. С одной стороны, если бухгалтер не отследил указанный предел, недоплаты денежных средств в Фонд не произойдет. С другой стороны, взносы в Фонд включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. При подаче документов персонифицированного учета (форма ПУ‑3) в Фонд несоблюдение верхнего ограничения в любом случае будет выявлено, возникнет необходимость внесения соответствующих корректирующих записей и, как следствие, будет образовано необоснованное занижение базы для расчета налога на прибыль, а это уже штрафные санкции со стороны налоговых органов. Кроме того, хотелось бы обратить внимание плательщиков взносов в Фонд еще на одно серьезное обстоятельство, которое должно призвать экономно и рационально использовать свои деньги. Анализ поступлений страховых взносов в Фонд от плательщиков г. Минска за четвертый квартал 2011 года показывает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились в 1,7 раза, а вот начисленная и уплаченная сумма пени за несвоевременную уплату взносов за указанный период увеличилась в 5 раз. Есть повод задуматься над вопросом: платить вовремя или нет? Такому темпу роста пени способствовало несколько факторов. В первую очередь, это резкий скачок ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь до 45 % годовых (правда, со 2 апреля 2012 года она составляет уже 36 %), в соответствии с которой рассчитывается сумма пени. Во‑вторых, часть плательщиков – коммерческих организаций со средней годовой численностью до 100 человек – воспользовалась правом уплаты взносов в Фонд один раз в квартал и не рассчитали свои финансовые возможности. Ведь если платежное поручение помещено обслуживающим банком в картотеку, а на расчетном счете денег нет, то это не освобождает плательщика от уплаты пени. В‑третьих, некоторые плательщики несерьезно относятся к своевременности перечисления платежей в Фонд, отсюда и пеня, и другие (более серьезные) проблемы, но о них чуть позже. Сначала давайте поговорим о нижнем ограничении отчислений в Фонд. Сумма взносов в Фонд, начисленных в пользу работника и подлежащих уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. Размер минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции. С 1 января 2012 года Совет Министров Республики Беларусь установил минимальную заработную плату в размере 1000000 руб. Далее обратимся к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Там написано, что минимальная заработная плата признана государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Данное требование обязательно для всех работодателей и является низшим пределом в оплате труда. Таким образом, в случае если начисленная оплата работника меньше размера действующей в республике минимальной заработной платы, работодатель должен в соответствии с законодательством осуществить доплату работнику до величины минимальной заработной платы (с учетом индексации) и доначислить взносы в Фонд из вышеуказанной суммы. Соблюдение данного требования не случайно. Оно дает социальную защищенность работающему человеку, в первую очередь, при выходе на пенсию. На примере посмотрим, какой сегодня размер пенсии у женщины при стаже работы 38 лет. При получении минимальной заработной платы индивидуальный коэффициент составит 0,322 и пенсия будет 821157 руб. Если бы этот коэффициент составил 1,2, то размер пенсии увеличился бы до 1309183 руб. (рост на 488026 руб.). Как видно из приведенного примера, выплата минимальной заработной платы социально защищает работника при выходе на пенсию, но чем выше заработная плата, тем выше индивидуальный коэффициент и в конечном итоге пенсия. Что и говорить, своевременное и правильное начисление и перечисление плательщиками взносов в Фонд – это серьезное дело. За нарушение законодательства о государственном страховании предусмотрены достаточно высокие штрафные санкции. Представление плательщиком в банк платежных поручений на перечисление взносов в Фонд позднее установленного срока их уплаты влечет за собой административную ответственность. Неуплата или неполная уплата в установленный срок взносов в Фонд влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей. Если сумма таких взносов составила 400,0 млн руб., то штраф обойдется плательщику в 80,0 млн руб. Необходимо отметить, что не все работодатели столицы являются добросовестными плательщиками страховых взносов в Фонд и не всегда они в полном объеме их платят, а ведь неуплаченные взносы – это незасчитанный стаж и сниженный индивидуальный коэффициент работника для расчета пенсии. Надеемся, что данная статья не пройдет мимо плательщика взносов в Фонд и принесет ему пользу. Начальник Ленинского отдела ФСЗН Елена Шатас Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Поговорим о последствиях несвоевременного перечисления взносов в Фонд социальной защиты населения.
|
|