Минский авиаремонтный завод успешно завершил первый этап испытаний белорусского беспилотного самолета.
Разработчики подчеркивают, что особая гордость в том, что комплекс выполнен без привлечения внешних ресурсов и силами отечественных специалистов. Пока их единицы, но к следующему году будет налажен и серийный выпуск.
С подробностями Андрей Лаптенок. До начала 90-х в лидерах Советский Союз. Затем США и Израиль. Там беспилотников, по прогнозам, скоро будет больше, чем обычных самолетов. Новичкам рынка, чтобы обойти лидеров, традиции точно нужны. Но цена - это, пожалуй, то, что белорусы с самого начала попытались использовать как преимущество. (Евгений Вайцехович, генеральный директор РУП "Минский авиаремонтный завод": "Мы сможем конкурировать не только на рынке Республики Беларусь и СНГ, но и в дальнем зарубежье. Нас серьезно отличают от наших конкурентов, тех же США, ценовые параметры - они различаются в 10 раз".) Продажная цена аппарата - $250 тыс. Чтобы вернуть деньги, затраченные на разработку, надо продать таких два. То, что спрос будет, сомнений нет. Ведь это первый в СНГ самолет с полностью автоматическим взлетом, полетом по маршруту и посадкой на полосу с точностью до 12 сантиметров. Особая гордость разработчиков - при создании уникального самолета удалось решить принципиальную задачу. (Олег Манченко, главный инженер РУП "Минский авиаремонтный завод": "Использовать изделия и комплектующие, произведенные в Республике Беларусь. В результате на сегодняшний момент не более 10% комплектующих изделий мы импортируем".) Минобороны, МВД и МЧС. В эти ведомства Минский авиаремонтный завод уже направил предложения. География продаж - СНГ и страны ОДКБ. Также самолет рассчитывают поставлять в Африку и Латинскую Америку. Такой неприметный внешне, больше даже напоминающий большую дорогую игрушку, но совершенно необходимый в современной жизни. Поразительно, но управление и форма вот таких вот маленьких самолетов превосходит даже современные авиалайнеры. К примеру, весь аэродром - любая ровная поверхность для взлета и мобильный беспилотный комплекс в небольшом фургоне. Передвигаясь по дорогам, одной-двумя машинами вы можете запуститься с любой точки. Чтобы развернуть и настроить комплекс - не более получаса. А самое сложное сделают компьютер и самолет-робот. (Сергей Тыцык, директор предприятия "Кванд ИС") В системе вооружений ведущих военных держав беспилотники в топ-листе. Но здесь с ограниченным списком производителей зачастую доходит до парадоксов. Например, закупка дорогостоящих беспилотников у своего условного противника. (Евгений Вайцехович, генеральный директор РУП "Минский авиаремонтный завод: "Вы видите, как может поменяться ситуация в мире, в том числе и политическая. Сегодня купленные аппараты в США могут и не работать на благо страны или оборону страны".) Коды белорусского беспилотника как раз обеспечивают его независимость от производителя, этим он тоже интересен. Пока собрано лишь несколько экземпляров, но планируется ежегодно выпускать до 10 беспилотных летательных аппаратов.