Правительство определило стоимость «входного билета» для будущих резидентов китайско-белорусского индустриального парка. Объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта должен составлять сумму, эквивалентную не менее 5 млн. долларов США.
Эксперты считают установленную инвестиционную планку преодолимой для зарубежных компаний. Основная проблема для инвесторов кроется в другом: получит ли произведенная на территории парка продукция доступ на рынок всего ЕЭП?
В конце прошлой недели правительство Беларуси своим постановлением утвердило положение о китайско-белорусском индустриальном парке и устав его администрации. Один из пунктов затронул непосредственно интересы будущих резидентов.
Согласно положению, во-первых, инвестпроекты должны предусматривать осуществление юридическим лицом хозяйственной деятельности в соответствии с основными направлениями деятельности парка. Речь идет о создании и развитии производств в сферах электроники, тонкой химии, биотехнологий, машиностроения и новых материалов. Во-вторых, заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта должен составлять сумму, эквивалентную не менее 5 млн. долларов США.
Аналитики считают установленный властями инвестиционный порог преодолимым. По их оценкам, такие затраты может позволить себе даже средний бизнес. К тому же у резидентов есть дополнительный стимул — налоговые льготы.
По налоговому режиму китайско-белорусский индустриальный парк называется экспертами уникальным образованием. Прежде всего инвесторам обещано освобождение от уплаты налога на прибыль на 10 лет с момента регистрации в качестве резидента парка. И этот факт позволяет иначе смотреть на упомянутые 5 млн. долларов
По такому же принципу планируется освободить резидентов от уплаты налога на недвижимость, расположенную на территории парка, от земельного налога и местных налогов и сборов.
Также налоговые льготы получат и физические лица — работники парка. Они будут уплачивать подоходный налог по пониженной ставке 9%, а не 12%. Это сделано с целью привлечения профессионального персонала. Такой налоговый режим действует, в частности, в Парке высоких технологий. Планируется также ввести в качестве стимула для юрлиц понижающий платеж в фонд социальной защиты населения.
Одним словом, у потенциальных инвесторов есть стимулы стремиться получить статус резидента индустриального парка. Однако, дело в том, что у налоговых преференций существует и обратная сторона, которая может и отпугнуть.
Беларусь как член Единого экономического пространства связана с Россией и Казахстаном соглашениями, которые предусматривают создание равных условий хозяйствования, постепенную отмену всех льгот и субсидий производителям на своих территориях. Китайско-белорусский индустриальный парк в эту схему не вписывается, и это может стать причиной очередных разборок между Беларусью и Россией.
«Ни Путин, ни Медведев пока публично не высказывались по поводу того, что товары, произведенные на территории белорусско-китайского индустриального парка, будут являться товарами ЕЭП и смогут беспрепятственно реализовываться на всей таможенной территории. И сможет ли Лукашенко убедить Путина принять решение по этому вопросу в пользу Беларуси, сказать сложно. Думаю, это будет сдерживать реализацию данного проекта», — полагает экономист Ярослав Романчук.
Иностранные компании, которые могут проявить интерес к индустриальному парку, будут рассматривать именно российский рынок в качестве приоритетного для реализации своей продукции на территории ЕЭП. Но ТНК, которые могут вложить не 5, а до 100 млн. долларов в проекты, должны иметь гарантии на бумаге о наличии возможности для свободной продажи товаров. Пока таких гарантий нет.
И не факт, что такие гарантии появятся. Российскому бизнесу не нужны на собственном рынке конкуренты, имеющие льготные условия хозяйствования. И россияне сделают все, чтобы ограничить таким конкурентам возможности работы на рынке, убеждены эксперты.
В подтверждение этому Романчук привел пример с обвинением российскими компаниями наших предприятий, занимающихся производством тюбиков для парфюмерной и фармацевтической промышленности, в демпинге. Проблема возникла из-за льгот, которые предоставляются резидентам СЭЗ «Минск». Благодаря преференциям белорусские производители смогли устанавливать такие цены, по которым российские производители не в состоянии конкурировать. «А льготы в СЭЗ «Минск» не такие щедрые, нежели в рамках индустриального парка», — обращает внимание Романчук.
Выходом из ситуации могло бы стать привлечение в индустриальный парк крупных российских компаний. «Однако, это будет бегством капитала на территорию Беларуси. И российский Минфин, налоговые органы обязательно просигнализируют об этом Путину и укажут на потери российского бюджета», — считает эксперт. В этой связи можно ожидать, что белорусским властям придется пойти на очередные уступки для России по интересующим ее вопросам.
Впрочем, есть другой вариант: можно рассчитывать на приход резидентов, заинтересованных в экспансии на европейский, а не российский рынок. Компании будут заинтересованы оптимизировать налоговую нагрузку и получать возможность конкурировать на рынке за счет снижения издержек и себестоимости на 20-50%.
«Но в этом случае инвесторам нужны гарантии правового характера. Насколько будет исправно работать система репатриации прибыли, каким будет отношение к собственности. Это потребует создание полноценных рыночных институтов», — констатирует Романчук.