Сегодня исполняется ровно год с тех пор, как курс белорусского рубля резко упал. Год назад, чтобы население и предприятия смогли свободно купить инвалюту, властям пришлось согласиться на очередную девальвацию. С тех пор, к счастью, курс доллара оставался относительно стабильным. Однако, по иронии судьбы, спустя ровно год на высшем государственном уровне вновь зашел разговор о девальвации. Возможно ли повторение прошлогодних событий?
Как доллар вернулся в обменники
14 сентября 2011-го — день особенный. Шесть месяцев в прошлом году белорусы и многие предприятия не имели легальной возможности купить инвалюту. После длительных дискуссии о том, стоит ли вообще народу давать возможность покупать доллары, было принято решение вернуть валюту в обменники.
Власти согласились на очередную резкую девальвацию, и 14 сентября открылась дополнительная биржевая сессия, на которой предприятия могли свободно приобрести валюту. В тот же день цифры на табло в обменниках сменились, курс резко подскочил вверх — до 8800 рублей за доллар, но зато у народа появилась легальная возможность купить «зеленые».
Правда, увидев новый курс, обедневшие за период девальвации белорусы понесли свои валютные сбережения сдавать в обменники. Это привело к избыточному предложению валюты на рынке, и на этом фоне в октябре 2011-го доллар можно было купить меньше чем за 8000 рублей. Правда, потом, как видим, курс доллара вновь преодолел эту планку.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук объясняет причины резкой прошлогодней девальвации несколькими факторами.
«В течение ряда лет в экономике формировались диспропорции — такие, например, как дефицит платежного баланса, который стал хроническим. Спусковым крючком для событий 2011 года стала кредитная накачка экономки и стимулирование внутреннего спроса посредством роста зарплат в 2010-м году», — объясняет эксперт.
Резкое обесценение рубля вынудило власти в 2011 году пересмотреть свою политику: Нацбанк прекратил эмиссионное кредитование, объемы жилищного строительства и финансирования других госпрограмм были сокращены, рост зарплат стал увязываться с производительностью труда. Вышеперечисленные меры позволили стабилизировать ситуацию на валютном рынке.
Тем менее, полной уверенности, что стабильная ситуация — это надолго, в обществе нет. Вопрос о положении на валютном рынке на этой неделе поднимался на совещании у главы государства. Александр Лукашенко, как всегда, пообещал, что курс национальной валюты будет стабильным. «Нет такой необходимости сегодня девальвировать национальную валюту», — заявил официальный лидер.
Действительно, пока курс белорусского рубля остается стабильным. Но что будет дальше?
На этой неделе члены правительства обсуждали на совещании у президента экономическую политику до конца нынешнего и на будущий год. Наблюдатели полагают, что реализация планов, которые были озвучены на 2013-й, может угрожать стабильной ситуации на валютном рынке.
Пять угроз для белорусского рубля
Годовые планы в Беларуси воплощены в директивных показателях, и 2013-й не станет исключением. Один из ключевых параметров, который прописан в планах правительства на будущий год, — строительство 6,5 млн. квадратных метров жилья. Напомним, что план правительства на 2011-й год предусматривает ввод в эксплуатацию 4,2 млн. метров жилья. По информации Naviny.by, увеличение объемов жилищного строительства в 2013-м потребует дополнительно около 2 млрд. долларов.
Сторонним наблюдателям пока не совсем понятно, где эти деньги можно найти. Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик не видит других источников, кроме эмиссионных.
По мнению эксперта, возврат к объемам жилищного строительства на уровень 2010 года «однозначно является угрозой для стабильности курса». «Хочется верить, что планы по жилищному строительству на будущий год будут пересмотрены», — отмечает Александр Чубрик.
В противном случае, объясняет эксперт, административное выполнение показателей по строительству может ударить по бюджету, за счет которого придется льготировать выдачу жилищных кредитов, и приведет к ухудшению торгового баланса. «Жилищное строительство является достаточно импортоемким», — напоминает Чубрик.
Еще один директивный показатель, помимо жилищного строительства, который вызывает опасения, — рост ВВП. Правительство запланировало на 2013-й год экономический рост на уровне 8,5%. Власти планируют достичь этого показателя за счет создания высокопроизводительного сектора экономики. Вместе с тем, у наблюдателей существуют сомнения, что за год появится сектор, который будет вносить значительный вклад в экономическое развитие.
Если же рост ВВП будет достигаться за счет стимулирования внутреннего спроса, то это окажет давление на валютный рынок, полагают эксперты.
«Если планы будут выполняться за счет стимулирования внутреннего спроса, как это делалось в 2010 году, это может поставить под угрозу стабильность ситуации на валютном рынке», — говорит Дмитрий Крук.
На 2013 год власти запланировали 20-процентное повышение средней зарплаты в долларовом выражении (до 600 долларов к концу года), и это наводит на мысль, что внутренний спрос стимулироваться будет.
Третья угроза для валютного рынка состоит в возможном ухудшении показателей торгового баланса. Летом объемы экспорта пресловутых растворителей-разбавителей стали снижаться, профицит внешней торговли по товарам — уменьшаться, и этот тренд, если экспорт других товаров расти не будет, неизбежно приведет к сокращению объема валютной выручки, которая поступает в страну.
Вызывает определенную настороженность тот факт, что правительство в 2013 году собирается вернуться к практике льготного кредитования реального сектора. Речь идет о том, что под модернизацию предприятиям будут предоставляться кредиты, ставка по которым будет субсидироваться за счет средств бюджета. К слову говоря, такую практику ранее предлагал внедрить, не будучи еще помощником президента, Петр Прокопович.
«Если процентные ставки по таким кредитам будут субсидироваться за счет профицита бюджета, то серьезных последствий для валютного рынка быть не должно. Другое дело, если кредитные ресурсы, которые планируется выдавать, станут уходить на закупку импортное оборудование, тогда это может иметь последствия и для торгового баланса, и оказывать давление на валютный рынок», — говорит Дмитрий Крук.
Наконец, пятая угроза для стабильности на валютном рынке — предстоящие платежи Беларуси внешним кредиторам. В 2013 году наша страна должна будет направить на погашение внешнего госдолга более 3 млрд. долларов. Экономические власти Беларуси планируют в октябре этого года возобновить переговоры с МВФ, чтобы рефинансировать задолженность перед фондом и тем самым избежать пика платежей в 2013-м.
Вместе с тем, наблюдатели сегодня невысоко оценивают шансы Беларуси договориться с МВФ.
«Стимулирование внутреннего спроса, в том числе посредством жилищного строительства, никак не стыкуется с рекомендациями МВФ. То же самое можно сказать и о росте зарплат до 600 долларов. Пока эти показатели будут оставаться целевыми, мы вряд ли сможет договориться с представителями МВФ о новой программе», — полагает Александр Чубрик.
А отрицательный результат переговоров с МВФ будет оказывать негативное влияние на валютный рынок, считает эксперт. «Как только Беларусь покажет, что она не сможет рефинансировать задолженность, это обстоятельство может вызвать нервную реакцию тех, кто располагает рублевыми сбережениями», — предполагает Александр Чубрик.
В общем, существуют объективные факторы, которые говорят о том, что ситуация на валютном рынке может быть достаточно волотильной. Это понимают и простые белорусы. Неслучайно ведь почти 60% вкладчиков, по данным Нацбанка, размещали свои рублевые сбережения в этом году на короткий срок.