Реальный сектор. Не переврем, так саботируем. 21.by

Реальный сектор. Не переврем, так саботируем

14.09.2012 10:56 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Реальный сектор. Не переврем, так саботируем

  • Александр Обухович, специально для TUT.BY

           


 
Партнер рубрики
Я не политик. Я аналитик. Занимаюсь анализом проблем и тенденций в развитии нашей экономики и их взаимосвязей. По мере возможности предлагаю свои решения некоторых проблем. Исходя из анализа своего и чужого опыта.

Готовим решения. Без рецепта

Экономическая аналитика – только инструмент. Позволяющий готовить политические решения. И, как инструмент, может использоваться в самых разных целях. Как топор, которым можно и дом построить, и старушку-процентщицу порешить. В разных странах разные политические силы на основании, в принципе, одинакового анализа, предлагают различные варианты решения одних и тех же проблем. Как правило, политическая борьба идет вокруг оценки важности той или иной проблемы и выбора путей ее решения.

Проблемы и тенденции развития экономики любой страны – явления объективные. Их наличие мало зависит от политиков или политического курса страны. (Конечно, если политическое руководство страны не совершает грубых ошибок, которые могут усугубить или даже создать проблемы.) Можно спорить о том, какие из проблем важнее, но, если анализ показывает их наличие в экономике конкретной страны, глупо их отрицать или замалчивать. Зреют они постепенно, формируются не только вследствие развития экономики страны, но и под воздействием хода экономического развития других стран, мировой экономики в целом. Самые известные примеры – влияние на экономику отдельных стран технического прогресса, изменений в мировом разделении труда, появления на рынках новых продуктов или технологий или резкое изменение цен на сырье на мировых биржах.

Выбор решений проблем – всегда субъективен и является частью политического курса. В любой экономике проблем – множество, часто они взаимосвязаны и решения одних могут усугублять другие. В конце концов, суть политики и состоит в том, чтобы находить комплексные решения, не позволяющие отдельным проблемам вырастать до неприемлемого для общества уровня. Неверно выбранные решения чреваты тем, что запущенные проблемы с течением времени рождают все новые и новые проблемы и для своего решения требуют все больше ресурсов. Так, например, у нас нерешенные в последние десятилетия проблемы структурной перестройки и модернизации экономики сегодня уже требуют ресурсов, которые для страны выглядят неподъемными. Наш президент даже как-то заявил, что для структурной перестройки экономики ему требуется триллион долларов!

В цивилизованных странах экономическая аналитика обслуживает политиков, снабжая их объективной информацией для подготовки решений. Мониторинг и анализ проводятся непрерывно. Краткосрочные последствия подготовленных решений везде просчитываются. Для крупных экономик возможен просчет среднесрочных последствий, хотя он далеко не всегда оказывается точен. Для небольших стран такой просчет уже не имеет смысла: слишком велико воздействие внешних факторов. (Кстати, именно поэтому для нас так важно анализировать не только свою, но и российскую экономику.)

В демократических странах и правительство, и оппозиция опираются на одну и ту же аналитику, поскольку она отражает объективные проблемы и процессы. Конечно, предлагая разные решения. Поэтому так часто там политика правящей и оппозиционной партий отличается друг от друга только в нюансах.

Как карта ляжет

У нас, как известно, свой путь. У нас убеждены, что объективная реальность формируется указами президента. (А значит – изучать ее незачем, возникла проблема – подготовил указ. Со списком ответственных. И вся недолга.) Что экономическая стабильность достигается не эффективной работой, а успехом в выклянчивании российской подпитки, удачными спекуляциями и выцыганиванием кредитов. Манипуляции цифрами достигли уровня, не позволяющего обеспечить объективность анализа. Мало того, даже имеющеюся скудную и не всегда достоверную информацию максимально засекретили. Намного больше, чем в СССР, где в этом вопросе была полная паранойя. Обеспечили все, чтобы официальные органы всегда снабжали общественность информацией только благостной. Правда, зачастую создается ощущение, что качественной информации о положении дел в результате и власть не имеет.

Результатом такого подхода явилось, что важнейшие для страны решения принимаются не на основании анализа и расчета, а по наитию. Качество таких решений демонстрируют и решения последнего Всебелорусского собрания (где громадье планов растущего потребления сформировано тогда, когда кризис уже стоял у порога), и постановление № 240/5, и директива № 4, и Концепция промышленного развития. И множество других документов, которые сварганили только для того, чтобы продемонстрировать благие намерения власти. И которые никакого отношения не имеют ни к объективно существующим проблемам в нашей экономике, ни к тенденциям ее развития, ни к ситуации на мировых и нашем региональном (в ТС) рынках.

В предыдущих статьях прорисованы основные проблемы нашей экономики.

• Архаичная, оставшаяся с советских времен структура промышленности. Отторгающая и современную технику и технологии, и инновации.

• Техническая и технологическая отсталость большей части производств. Без ускоренной модернизации потеря конкурентоспособности нашими производителями приобретает необратимый характер.

• "Кадровый голод", вызванный как оттоком квалифицированных и энергичных кадров за рубеж, так и невозможностью должным образом обучить кадры на устаревших производствах.

• Отрицательное накопление в стране. Страна потребляет больше, чем производит. Это приводит страну к сильнейшей зависимости от внешнего финансирования. Как от получения внешних кредитов, так и от российской нефтегазовой подпитки. И это уже приносит стране существенный ущерб.

• Отсутствие контроля над рынками сбыта и системы продвижения белорусской продукции за рубеж. Т.н. "система дилеров", договорных отношений с независимыми фирмами, коррупцию питает, но никаких наших проблем не решает. Зарубежные инвестиции наших производителей в систему продвижения белорусских товаров пока остаются экзотикой.

• Несовместимость системы управления ("директорская экономика") с необходимостью модернизации экономики. Включая организацию переливов капиталов, концентрацию ресурсов, организацию межотраслевых высокотехнологичных производств, организацию импортозамещения.

Честно говоря, мне безразлично, какая политическая сила сумеет решить проблемы, стоящие перед страной. Тем более – у нас, в Беларуси, где сложившиеся политические силы просто отсутствуют. (Не считать же политической силой кучку эпигонов 1991 года, которая именует себя "оппозицией" и надеется прорваться к власти только на волне протестов. Не удосужившись даже придумать, что они с этой властью делать будут.) И, в их отсутствие, реальная власть принадлежит бюрократии. Тому самому тесно сплоченному кругу директоров, "вертикальщиков", руководителей министерств, о котором я писал в предыдущей статье. Для меня вопрос в том, что сложившаяся иерархия нашей бюрократии выглядит неспособной эти проблемы решить.

Решения есть, действий - нет
рисунок с сайта aif.by
рисунок с сайта aif.by

Проблема управления экономикой в том, что решения проходят через интересы людей. И в процессе их реализации часть из них поддерживается, часть – извращается, часть – просто саботируется. Да и инерция сознания временами огромна. А сегодня и инерция сознания, и личные интересы слишком многих представителей этого круга решению проблем страны препятствуют.

К тому же препятствиями являются личные амбиции и такой рудимент советской системы, как приоритет пропагандистски-идеологического обеспечения над потребностями экономики. Это не позволяет привлечь к обсуждению проблем и поиску конкретных решений максимально широкие круги общественности. Официально части важнейших для страны проблем у нас просто нет. И поэтому ими можно не заниматься. А находящегося в распоряжении руководства страны аналитического аппарата, к тому же обязанного действовать в шорах официальной идеологии, уже совершенно недостаточно. Да и, глядя на его "успехи" в прошлом, что-то слабо верится в достаточность его квалификации. Несмотря на все их ученые звания.

Однако других управленцев и аналитиков у нас нет. Не подготовлены. А круг этот настолько тесно сплочен, что совершенно не верится в его способность серьезно измениться изнутри. Там ведь "белых ворон" отстреливают беспощадно. Именно поэтому я так настойчиво ратую за развертывание сети инжиниринговых и сетевых компаний. Волей-неволей само содержание их работы заставит искать и варианты для выпуска конкурентоспособной продукции, и внедрять современные стандарты качества на белорусских предприятиях-субподрядчиках, и работать по кооперации с современными фирмами Запада и Востока, и формировать необходимый для привлечения внешних кредитов пакет бизнес-планов. Обслуживание по аутсорсингу группы предприятий позволит сократить дефицит квалифицированных кадров.

Короче говоря, формирование этой сети может позволить создать альтернативу тому кругу управленцев, которые так блистательно привели Беларусь к экономическому краху прошлого года. Сосуществование разных систем управления может нарушить их монополию, создаст конкурентную среду. Что может позволить постепенно перейти на современные методы управления без серьезных потрясений. Нам не потрясения нужны, а работу экономики нормализовать нужно.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У нас, как известно, свой путь. У нас убеждены, что объективная реальность формируется указами президента. (А значит - изучать ее незачем, возникла проблема -...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика