Реальный сектор. Закрыть нельзя реанимировать
30.10.2012 13:06
—
Новости Экономики
|
Реальный сектор. Закрыть нельзя реанимировать
![]() Продолжить разговор о плане и рынке заставили комментарии к Сопротивление бесполезно Само понятие "рынок" содержит лишь два тезиса. Предполагается, что в области производства и продаж некоторого товара действуют достаточно много независимых участников, каждый из которых занимает небольшую долю рынка. И каждый из участников стремится к максимизации собственной прибыли. Равновесие спроса и предложения на рынке достигается, когда ни один новый участник не сможет войти на рынок без существенных затрат. И срок окупаемости этих затрат будет достаточно велик. Так в теории. На практике такое состояние рынков характерно разве что для мелких локальных рынков. И то, в основном, в субподряде и сфере услуг. А на зрелых рынках, в лучшем случае - олигополия. Все они плотно контролируются. И наша проблема в том, что наши экспортеры свои рынки либо не контролируют, либо контролируют из рук вон плохо. (Что недавно российское ФАС Примером такого контроля может служить ситуация с поставками на рубеже веков листа нержавеющей стали. Не знаю, как сейчас, но тогда TissenKrupp и Outukumpu, основные производители листа в Европе, установили для СНГ цены на 20% выше, чем для ЕС. И ничего, все платили. На рынок прорывались отдельные партии листа из Таиланда или обманом выкупленные в ЕС, но в основном – платили. Другой пример – ситуация на рынке с изделиями из гипса. Тут один из комментаторов сокрушался, что польский гипсокартон не проходит на Россию. Так ведь и не должен проходить. Все производство и продажа изделий из гипса в Европе поделено между двумя фирмами: Knauf и Rigips (дочерняя Saint-Gobain). Причем в каждой стране работает только одна из них, вторая только обозначает присутствие. Но заметно, что цены и стандарты они согласовывают. В частности, рынки Польши и России контролирует одна фирма – Knauf. В России, на Украине, в Балтии Knauf вообще выкупила все рудники по добыче гипса и всех производителей. За исключением небольшого рудника в Арзамасе, где Saint-Gobain производит смеси. Наш "Белгипс" - чуть не единственный независимый производитель. Но все сырье (гипсовый камень, картон) он покупает у Knauf. Который через политику цен его контролирует и дышать позволяет иногда. Правда, не думаю, что Knauf не задавил "Белгипс" исключительно из любви к Беларуси. Просто на территории Беларуси – одно из лучших в СНГ месторождений гипса. Пока, правда, не разрабатывается. А должно было бы: кроме "Белгипса" в больших количествах камень у Knauf закупают и наши цементные заводы (идет как добавка). Knauf крутится вокруг этого лакомого кусочка и не желает тут ничего обострять. Но без этого месторождения никакого будущего у "Белгипса" нет. И получается, что условием выживания "Белгипса" на рынке являются неслабые инвестиции в добычу камня. Причем почти только рублевые, поскольку почти всю необходимую технику производим мы сами. Не такое уж сложное это производство, чтобы не справились и без Knauf. Да и картон уже пытались освоить в Слониме, но не довели дело до конца. С учетом потребности цементных заводов – тут все считать надо. И учитывать, что Knauf сопротивляться будет. Свободный рынок по жестким правилам Любопытная картина сложилась в автомобилестроении. Конечно, в отрасли – олигополия. Хотя количество реальных игроков и чуть больше десятка. Прорыв в их ряды по силам разве что китайцам. Поскольку минимальный объем производства, обеспечивающий устойчивость фирмы, уже в 1960-е составлял 1 млн легковушек в год. Думаю, сегодня он повыше. Так что прохоровский проект ё-мобиля – заведомо проект на продажу. Но каждый из концернов окружен сонмом поставщиков комплектации. Каждый концерн норовит по каждой позиции иметь таких поставщиков не менее десятка. А то и сотни, учитывая необходимость локализации производства в местах дислокации сборочных заводов. И для своих поставщиков концерны искусственно создают условия "рынка", играя на их конкуренции. Независимость этих поставщиков достаточно условна. Ведь формулу Форда ("производить дешевые машины, чтобы потом дорого продавать к ним запчасти") никто не отменял. Но, под угрозой отлучения от поставок на конвейер (а это – серия), поставщики дисциплинированно сдают концерну комплектацию по отнюдь не рыночным ценам. (До рыночных концерн потом сам докручивает.) Кстати, именно поэтому скептически отношусь к идеям О. Хусаенова организовать в Беларуси производство запчастей для западных легковушек. Просто скопировав их производство. Продавать их по рыночным ценам – не дадут, по контрактным, в конкуренции с другими поставщиками – не потянем, там – серия, да и доступ к капиталу намного дешевле. Искать надо свои техпроцессы. А их разработки есть. Или взять случай, когда FordCo, в попытке организовать локализацию производства комплектации на наших заводах для завода в Обчаке, привез в Минск 40 своих поставщиков. Вряд ли для них было в радость создавать себе конкурентов. Но приехали и старались. Не их вина, что наши ничего освоить не сумели. Это – общая картина. На современных рынках работа независимых производителей – судьба либо гигантов, либо аутсайдеров. Независимость последних – аналогична неуловимости известного Джо из анекдота: он неуловим, поскольку никому не нужно его ловить. Одиночка денег сегодня заработать может: ниш на рынке хватает и все время образовываются новые. Но создать устойчивый бизнес – нет. Его удел – ждать, когда его сегмент рынка кому-то понадобится. И это характерно не только для отдельных предпринимателей. Для каждого рынка есть свои требования к устойчивости производителей. Может быть вполне устойчива и небольшая фирма, которая, за счет уникальных умений, хорошо контролирует свой узкий сегмент рынка. И неустойчив наш МАЗ, поскольку для его рынка его капитал маловат. В мире сегодня такие вещи просчитываются. Или, по крайней мере, оцениваются с высокой степенью достоверности. Они – объективны и мало зависят от положения на предприятии. Скорее – от ситуации на рынке. Уже из оценки выбирается стратегия: увеличение капитала, кооперация, поиск инвестора, перепрофилирование, др. У нас такую оценку на профессиональном уровне прошли считанные госпредприятия. БелАЗ, "Милавица", возможно – еще кто-то. Да и делать ее некому. Как результат – поиск инвесторов идет под лозунгом: "Придите и володайте нами". Это было возможно во времена Рюрика, а сегодня – просто позорище. Еще раз подчеркну – первична ситуация на рынке. Поскольку контролировать ее мы не можем. КамАЗ, "Ангстрем" россияне сформировали как суперсовременные предприятия, закупив для них кучу дорогостоящего современного оборудования. И получили убытки. Речь идет не просто о модернизации, речь о том, чтобы вписать наши госпредприятия в рынки. Россияне, как идеологию своей реиндустриализации, приняли задачу вписать свои предприятия в "мировые цепочки добавленной стоимости". Тут прямая аналогия с желанием нашей оппозиции попасть в ЕС. Так, во-первых, не зовут. А, во-вторых, в качестве кого? Поставщика дешевых ресурсов? То же и у россиян: предприятия создают, но в цепочки никто их не включает, а сами по себе они не очень и нужны и не очень устойчивы. В результате – реиндустриализация топчется на месте. Закрыть=убить
Несколько слов о плане. Конечно, и речи идти не может о номенклатурных планах типа 1930-50-х гг. Начиная с 1960-х, уже и в СССР планировалась лишь "укрупненная номенклатура" (в условиях стабильности цен – те же объемы). Но сегодня и цифры объемов производства мало что говорят. Да, был, есть и будет госзаказ. Возможно – и в номенклатуре. Но в общих объемах производства он невелик, да и по своей сути – это просто договор поставки. Главная экономическая задача – обеспечить приемлемый уровень прибыли на вложенный государственный капитал. Недопустимо, что поступающие в бюджет дивиденды на госкапитал составляют в год не более 0,5%. Одномоментно это не исправить, работать придется с каждым предприятием отдельно. И длительное время. Но пока непонятно, кто и как это будет делать. В XXI веке единственно возможный план – это бизнес-план предприятия. В котором проанализированы рынки сбыта, вероятное поведение конкурентов, определены направления внутренних капиталовложений, проанализированы риски. Вот он – необходим. Для предприятий с участием в их капитале государства, утвержденный наблюдательным советом или представителем государства бизнес-план – основной руководящий документ. В случае резкого изменения положения на рынках или одобрения инвестиционного проекта для данного предприятия, бизнес-план просто заменяется на новый. Учитывающий изменения обстановки. Слишком разные у нас предприятия, слишком в разных положениях находятся они на своих рынках, чтобы какие-то общие задания имели какой-то экономический смысл. Каждый бизнес-план индивидуален. Сводка всех бизнес-планов – не более чем прогноз вероятного развития экономики. И если правительство прогноз не устраивает – нужно на государственном уровне разрабатывать инвестпроекты, искать источники финансирования. И иметь инструменты для реализации инвестиций. Перекладывать такие задачи на директоров просто бессмысленно. Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции Партнер рубрики: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Продолжить разговор о плане и рынке заставили комментарии к предыдущей статье. Как показалось - далеко не до всех дошло. Уж больно въелся в сознание части населения... |
|