Диалоги об агроэкономике. 21.by

Диалоги об агроэкономике

04.01.2013 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Михаил ГУМНЕНКОВ, директор ОАО «Шайтерово» Верхнедвинского района:

«Всегда своим говорю: перед тем как вложить деньги, представьте, что вы свой личный рубль вкладываете…»

Сергей МИХОВИЧ, главный редактор «Белорусской нивы»:

«Хорошо, если бы на таких постах не думали: в государстве мы не очень заметны, -- район, область вытянут, а я буду временщиком…»

— ОАО, Михаил Петрович, у вас сколько лет? Что поменялось по существу со сменой формы собственности? Было ведь СПК…

— Уже практически два года мы — открытое акционерное общество. Что поменялось? Смысл в чем: были СПК, но на тот момент актуальным был вопрос долга сельского хозяйства, в том числе в Витебской области и в целом в Республике Беларусь. Он увеличивался. Как быть, как рассчитаться с государством? Одним из вариантов погашения задолженности рассматривалась перспектива выпуска облигаций. Поэтому, наверное, и перевели СПК в ОАО. А так, чтобы что-то иное более существенно изменилось, так нет... Да, поменяли устав, подписали колдоговор, но смысл остался прежним...

— Специализация, какие-то условия работы, оплаты не поменялись?

— Особо ничего не поменялось. Даже те же акции, практически 99 процентов, как и были в СПК, допустим это тот же колхоз, так и остались.

— Честно говоря, сменили вывеску пока, так скажем... Раньше был колхоз, потом СПК, сейчас ОАО...

— Может, я чего-то не знаю. В дальнейшем жизнь покажет. Но в моем понимании — чтобы на будущее это делалось с расчетами, чтобы были какие-то преференции. Может, не в денежном выражении, а по облигациям.

— Будем исходить из того, что между СПК и ОАО пока разница небольшая, так как прошло всего два года. Но не эта тема нашего сегодняшнего разговора. Сейчас, начиная с Премьер-министра и его заместителя, который ведет агропромышленный блок, и нового министра сельского хозяйства, наметился такой крен на то, чтобы работать за счет эффективной экономики. То есть изменить ряд критериев оценки работы и результатов сельхозорганизаций. Не важно — СПК, открытых акционерных обществ или каких-то еще форм. Сельхозпроизводителей, прежде всего тех, кто работает на земле. Причины этой перезагрузки понятны: во-первых, трудовых ресурсов становится меньше, во-вторых, конкуренция на внешних рынках жесточайшая и не всегда в нашу пользу. Вот и пытаются уйти от пресловутого вала, чтобы дать больше свободы руководителям хозяйств, и при этом оценивать работу по экономическим показателям. Предположим, рентабельность продаж либо выход продукции на балло-гектар... Такого же раньше не было, правильно? Как вы думаете, что это может дать, или уже дает — на примере хозяйства, района, области.

— Вопрос понятен, он сейчас на слуху, на телевидении, в газетах. В вашей газете практически в каждом номере на эту тему есть рубрики. Вы знаете, мы хозяйство многопрофильное. Имеем порядка 2300 голов крупного рогатого скота, из них 700 голов — дойное стадо...

— Извините, а какая плотность у вас при этом? Напомню, экономически выгодная сегодня: на 1 гектар — 1 КРС, 30 коров на 100 гектаров...

— Увы, у нас пока в два раза меньше. Но вопрос в другом. У нас же свиноводческий комплекс, это тоже надо учесть. И той же, не модной сейчас, валовой продукции, порядка 55, а то и 60 процентов по году нам дает свиноводство. Для свиноводства нужны прежде всего корма. В рационе у нас 70 процентов — зерно, поэтому на сегодня, как никогда, перед нами встал вопрос вырастить это зерно самим. Раньше как было? Часть фуража мы покупали. Не за свои деньги. Но под выгодные проценты. Даже когда брали под 5 процентов (малую ставку рефинансирования) кредиты, хоть они были и краткосрочные, т. е. на год давали, мы могли оборачиваться, и неплохо получалось. Выгодные кредиты, и цена на фураж была соизмерима с тем, что для экономики хозяйства, где имеются свиноводческие комплексы, приемлема. Этот год показал: нет того, что было раньше, все дорого, и выгоднее вырастить необходимые объемы зерна у себя. И в этом, пожалуй, главная экономика для таких хозяйств, как наше.

— Вы имеете в виду — вырастить зерно, сделать свои комбикорма...

— Именно. Пока я закупаю 3—4 тысячи тонн зерна, но совсем не против продавать его, или комбикорма. Почему бы и нет. В этом году мы намолотили 11606 тонн. Это рекорд за последние годы при урожайности 47,5 центнера с гектара. Хотя урожайность у нас была и 51,8. У нас просто было меньше земель, а вала такого не было. То есть мы неплохо сработали.

— К вам присоединили какое-то хозяйство?

— Нет. Немножко вопрос в севообороте. У нас в структуре пашни где-то 70 процентов занимает зерновая группа. Плюс урожайность. Но все равно не хватает зерна.

— В пределах этих площадей и с учетом структуры вы обречены порой сеять не очень рационально и не по-научному, по предшественникам. Урожайность априори могла быть выше, но коль скоро зерно по зерну, пшеница по пшенице, тогда не жди высокого урожая.

— Абсолютно правильно. Но при этом замечу: Верхднедвинский район, один из северных районов Витебской области, вы знаете прекрасно, два года подряд занимает первые места по этим показателям. Мы идем вперед, но, я согласен, нам этого недостаточно, урожайность в 55 центнеров с гектара нам можно получать стабильно.

— В хозяйстве или районе?

— В хозяйстве. В районе мы уже доказали, практически самим себе прежде всего, что уже под 40 центнеров можем получать в среднем по району.

— Средняя величина, Михаил Петрович, чем она опасна? У кого-то урожайность за 30 с небольшим, а у кого-то 50 или 48...

— Здесь уже вопрос в другом. Доводят-то задания и по зерну, и по надоям-привесам. Причем задания обезличенные. Если 10 процентов, то всем: и тем, кто доит по 3 тысячи, и кто... Вот мы по году на 7600 килограммов от коровы выходим. Я и без задания стремлюсь к динамике показателей. В прошлом году надой от коровы был 6940 килограммов. Прибавляем. Пусть не тысячу, но 700 килограммов — пойди-найди такой прирост. И что тут говорить, Сергей Григорьевич, доводятся планы. Увы, но это так. Я не скажу, что это неправильно, но здесь есть кое-какие моменты… При этом мне что нравится у нас в районе: председатель райисполкома Игорь Иванович Маркович и его первый заместитель Владимир Владимирович Быков дают нам свободу. Свободу можно по-разному понимать. Если я руководитель, выполняю их планы, не подвожу район, значит, мне доверяют. Некоторые, что тут греха таить, эту свободу могут понимать по-другому: что хочу, то и делаю. Тем самым мы подводим и руководство района, и, главное, нет серьезных экономических результатов. Ситуация в этом плане пестрая — и в районе, и в области...

— Все зависит от руководителя... Он подбирает команду. Подбирает не под себя, а под те требования, под те амбиции, если он, как говорится, той свободой, которую ему дают райисполком и управление, собирается распорядиться рационально и эффективно для пользы дела. Такому можно доверять экономику. Такого не надо контролировать ежедневно. Он знает, что одну часть он должен сделать, чтобы выполнить районные показатели, а вторая часть — он должен предприимчивой сделать экономику хозяйства. Естественно, подбирает людей, которые ему могут в этом помочь. В смысле, финансово помочь, экономически, чтобы были грамотные люди, толковые. У вас такая команда есть?

— Я считаю, да. Как в районе, так и в данном случае в «Шайтерово».

— Скажите, те 700 килограммов с хвостиком молока, которые вы прибавили за год, в общем-то это прорыв по отношению к 6900 прошлого года. Вы прогнозировали, что к 2012 году будет такая ситуация?

— Мы уже надоили 7200.

— Хороший результат. Вы довольны?

— Вы знаете, я не скажу, что недоволен. Больше того, хотелось бы в 2013 году не только  остаться  с этим результатом, но и хоть немного приумножить его. Стремимся.

— Уже значительно труднее дается прибавка...

— Абсолютно правильно.

— За счет чего? Насколько в «Шайтерово» можно поднять продуктивность дойного стада? Вы по образованию кто?

— Зоотехник. За счет чего? Традиционно, это не дежурный ответ, но это трудовая дисциплина. Есть технологическая дисциплина, а есть, естественно, трудовая. Нужно всегда исходить из нее. Потому что, какая бы ни была отличная технологическая дисциплина, если не будет трудовой, возникнет очень много вопросов. Поэтому самое главное, когда люди понимают, что нужно вовремя прийти на работу, сделать все на совесть и по технологиям…

— А что — в 2011 году этого не было? За счет чего тогда прибавка в 700 килограммов? Какая динамика надоев по годам? Для сравнения, скажем, 2005-й, 2007-й...

— Я буду говорить о том периоде, когда пришел. В 2005 году было 4300 килограммов на корову, в 2012-м — 7600.

— 3,3 тысячи килограммов надоя на корову вы прибавили…

— Для 2005-го это тоже был высокий результат. На сегодняшний день мы видим, что и этот результат очень многим хозяйствам еще не по силам.

— Так вот эти шаги, ступеньки, по которым вы идете, трудовая, технологическая дисциплины, себестоимость кормления, условия труда, — и дают результат. Главное, не стоять — идти!

— Возьмем технологию в молочном скотоводстве, потом немножко и по свиноводству поговорим. Естественно, все взялись за доильные залы. Так? Были программы в каждом районе — кому доильные залы. Но мы уже доказали, что на привязи тоже можем доить, и можем посоревноваться в показателях надоев со многими. Построить доильный зал и вложить большие деньги, не важно даже чьи, еще не факт, что будешь получать большие результаты. Это уже понятно и в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Мы на что пошли, видя, что в программу по доильным залам не попадаем (сразу же невозможно все хозяйства, я же понимаю)? Вот у нас центральная ферма, там стояло 400 голов дойного стада, они и сейчас стоят. Понимая, что надо что-то делать, мы со специалистами приняли решение. Есть фирма «Делаваль». Смысл реконструкции по ее проекту: подвесная дорога и доильный аппарат передвигается впереди доярки, она сама до каждой коровы доходит, и по блютузу практически все результаты работы передаются на компьютер, — полный анализ по этой же ферме. Мы в мае выгнали скот, а в сентябре вернули его на место. На другое. По системе «Делаваль»! То есть мы успели сделать нормальную реконструкцию. Условия для людей прекрасные: можно посидеть, подвести итоги, чай попить, переодеться, помыться — весь комфорт. Спасибо, что мы попали под эту программу, на уровне области поддержали — мы кредит взяли. На оборудование только. И за полгода сделали неузнаваемой ферму — два помещения на 400 голов. Мы поставили это оборудование и в одной, и во второй. В 2010 году мы запустили эту ферму. Она сегодня — лидер, на ней больше 8 тысяч килограммов на корову доят.

(Продолжение следует.)

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Михаил ГУМНЕНКОВ, директор ОАО «Шайтерово» Верхнедвинского района:«Всегда своим говорю: перед тем как вложить деньги, представьте, что вы свой личный...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика