Рынок шаблона не приемлет
19.01.2013
—
Новости Экономики
|
МЯСО-МОЛОЧНЫЕ предприятия являются конечным звеном агропромышленного производства. От уровня их работы зависит насыщение продовольственного рынка. Они же формируют львиную долю валютной выручки от экспорта сельхозпродукции. Не случайно деятельности этой отрасли уделяется первостепенное значение. Коллегия Министерства сельского хозяйства и продовольствия, которая состоялась 17 января, проанализировала итоги работы мясо-молочных предприятий, а также всю внешнеэкономическую деятельность за прошлый год и задачи на 2013-й.
Мясокомбинаты не загружены За 2012 год в республике переработано свыше 631тысячи тонн скота в живом весе (104,8 процента к 2011 году при запланированном показателе 107 процентов). Не обеспечено выполнение задания по поставкам скота на мясокомбинаты. Оно было не менее 80 процентов от реализуемых на убой животных, фактически же цифра составила 68,9 процента, в том числе в Брестской области — 69,1, Витебской — 72,2, Гомельской — 68,4, Гродненской — 77, Минской — 63, Могилевской — 58,1 процента. Это говорит о том, что в стране немалая часть животных по-прежнему перерабатывается кустарно или в цехах, где невозможно достичь современного уровня производства. Если выпуск в натуральном выражении мяса и субпродуктов, мясных полуфабрикатов и мясных консервов превысил уровень предыдущего года, то производство колбасных изделий уменьшилось на 3 процента. Снижение допустили все области, кроме Гомельской. За прошлый год в сельхозпредприятиях несколько подросла товарность молока и составила 87,7 процента (в 2011-м — 85,9). Но это все равно ниже запланированного показателя, который должен составлять 90 процентов. Молочными предприятиями в 2012 году переработано 5734 тысячи тонн молока. Это на 8,4 процента больше, чем год назад. Прибавка стала возможной благодаря как уже упомянутому росту товарности, так и валового надоя по стране. Увеличилось производство всех видов молочной продукции. Причем, если масла и сыра — на 4—8 процентов, то сухого молока и сухой сыворотки примерно на четверть. Однако надо отметить, что меньше уровня предыдущего года произведено масла животного в Гомельской области, сыров жирных — в Гомельской, Гродненской и Минской областях, цельномолочной продукции — в Витебской, Гродненской и Могилевской областях, сухого обезжиренного молока — в Гомельской и Могилевской областях. Товар продали – денег нет Хотя в натуральном выражении молочная переработка сработала лучше, чем мясная, по финансам дела обстоят наоборот. По итогам работы за январь—ноябрь 2012 года в мясной промышленности получена чистая прибыль в сумме 45,1 млрд. рублей. В молочной промышленности сумма чистых убытков составила 196,8 млрд. рублей против 1193,5 млрд. рублей прибыли за январь—ноябрь 2011 года. В мясной промышленности убыточными оказались 8 предприятий, в молочной — 24. А ведь экономическая эффективность — это главное, ради чего работают заводы и комбинаты, она должна быть поставлена во главу угла. Некоторые руководители перерабатывающих предприятий свои убытки пробуют объяснять большим количеством социально значимой продукции, реализуемой по низким ценам. Это не соответствует действительности, заявил на заседании коллегии начальник главного управления продовольствия Минсельхозпрода Александр Щербенок. В 2011 году количество реализуемых на внутреннем рынке социально значимых мясных и молочных продуктов по регулируемым ценам составляло 20 процентов, в 2012-м — лишь 7,5. А в общем объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках этот показатель составляет только 3,2 процента. Не обеспечено выполнение показателя по уровню рентабельности продаж. При задании на 2012 год 7,5—8,5 процента этот показатель составил в мясной промышленности — 3,6, в молочной — 3,9. Тяжелым грузом на предприятиях отрасли лежат финансовые обязательства. По состоянию на 1 ноября 2012 года они составили 14,7 трлн. рублей, в том числе в мясной — 4,2 трлн. рублей, в молочной — 10,5 трлн. рублей и возросли по сравнению с началом года в мясной промышленности — в 1,9 раза, или на 2 трлн. рублей, в молочной — в 1,6 раза, или на 3,8 трлн. рублей. По состоянию на 1 января 2013 года допущена просроченная задолженность сельскохозяйственным организациям за сырье в сумме 51,2 млрд. рублей предприятиями Витебской (16,7 млрд. рублей) и Гомельской (34,5 млрд. рублей) областей. Дебиторская задолженность мясо- и молокоперерабатывающих организаций на 1 января 2013 года составила 2048,5 млрд. рублей и возросла к 2011-му в 1,7 раза. В общей сумме дебиторской внешняя задолженность занимает 45 процентов — 929,6 млрд. рублей, из нее просроченная — 137,6 млрд. рублей. На складах – больше нормы По состоянию на 1 января 2013 года соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составило в мясо-молочной промышленности 36,8 процента, в том числе в мясной — 49,7 процента, в молочной — 29 процентов при доведенном задании 40 процентов. По сравнению с 1 января 2012 года соотношение запасов и объемов производства возросло в мясной промышленности на четверть, в молочной уменьшилось на 17 процентов. Присутствовавший на заседании коллегии заместитель Премьер-министра страны Михаил Русый подверг резкой критике мясо-молочную отрасль за отсутствие четкой стратегии работы. Не все ее предприятия обеспечивают должную загрузку мощностей. Действуя в одинаковых условиях, одни комбинаты получают прибыль, другие — убытки. Особый упрек был адресован мясокомбинатам Могилевской области, которые не смогли обеспечить требуемую загрузку мощностей не только в прошедшем году, но и в нынешнем. Заместитель Премьер-министра поставил задачу увеличивать производство и продажу на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Ведь, скажем, от реализации за рубеж мясных полутуш можно получить мизерную рентабельность, а при продаже колбас она составляет 17 процентов. Для выполнения поставленных перед отраслью задач на 2013 год необходимо обеспечить поставку на мясокомбинаты не менее 80 процентов от общего объема реализуемого на убой скота, товарность молока довести до 92 процентов. Экспорт мясо-молочной продукции должен возрасти на 16 процентов. Следует активизировать маркетинговую деятельность с целью увеличения объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью (колбасных изделий и мясных полуфабрикатов) и экспорта ее в размере не менее 30 процентов от общего объема экспорта мяса и мясопродуктов. Главное – высокая добавленная стоимость Предприятия и организации Минсельхозпрода реализовали за прошлый год на внешний рынок продукции на 2914 млн. долларов и увеличили этот показатель по сравнению с 2011-м на 15,9 процента. Сальдо внешней торговли 1872 млн. долларов при задании 1755 млн. долларов. Экспорт мяса и мясопродуктов составил 842,4 млн. долларов, или 31,8 процента от общего экспорта организаций Минсельхозпрода, экспорт молока и молокопродуктов — 1540,2 млн. долларов, или 58,1 процента от общего экспорта. Наибольший удельный вес экспорта мясопродуктов с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта мяса и мясопродуктов имеют мясоперерабатывающие организации комитетов по сельскому хозяйству и продовольствия Брестского (17,5 процента) и Могилевского (23,2 процента) облисполкомов. Худшие показатели — комитетов Витебского (10,8 процента), Гомельского (9,3 процента), Гродненского (7,7 процента) и Минского (8,5 процента) облисполкомов. Благодаря высокой рентабельности при экспорте колбасных изделий прибыль, полученная от реализации 17,1 тысячи тонн колбасных изделий, готовых и консервированных изделий из мяса (91 млрд. рублей) превысила прибыль от реализации 78,4 тысячи тонн мяса говядины в тушах и полутушах (90,2 млрд. рублей). Прибыль от реализации на экспорт 19,3 тысячи тонн свинины составила всего лишь 3,8 млрд. рублей. Приведенные данные подтверждают экономическую целесообразность наращивания экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Необходимо отметить положительную работу в 2012 году ОАО «Брестский мясокомбинат», которое экспортировало колбасных изделий и готовых изделий из мяса на 19,6 млн. долларов, обеспечив при этом 35 процентов их удельного веса в общем объеме экспорта и прирост этого показателя за год в 7 раз. Как заявил на заседании коллегии министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц, это предприятие возглавляет молодой директор. Его возраст, возможно, меньший, чем стаж работы некоторых руководителей в отрасли. Но именно у него надо учиться умению строить маркетинговую политику. На рынке уже тесно Около 93 процентов молока и молокопродуктов и 97 процентов мяса и мясопродуктов реализуется в Российскую Федерацию. Как отметил на заседании коллегии начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Василий Прудников, в связи с планируемым ростом производства молока в Российской Федерации и Республике Беларусь, по расчетам к 2020 году, экспортный потенциал молокопродуктов Беларуси превысит импорт России. Это указывает на необходимость проведения диверсификации рынков с одновременным совершенствованием стратегии продаж на российском рынке. Работа на российском рынке усложняется в связи с вступлением России в ВТО, снижением таможенных пошлин на основные виды молокопродуктов, экспортируемые из Беларуси, что сопровождается усилением конкуренции со стороны мировых производителей (стран ЕС, Новой Зеландии, Южной и Северной Америки). Сравнительный анализ цен импорта Россией молочной продукции из Беларуси и из третьих стран показывает, что в январе—октябре 2012 года средняя цена импорта СОМ из Беларуси на 296 долларов США за тонну превышала цену импорта данного вида продукции из третьих стран, по СЦМ разница в цене составила 189 долларов за тонну. В то же время цена импорта из третьих стран масла животного, сыров и творога на 400 долларов за тонну выше белорусской. С учетом изменяющейся конъюнктуры рынка белорусские производители в отдельные периоды вынуждены торговать с убытком. Все это указывает на необходимость разработки стратегии по повышению конкурентоспособности молочной продукции и ее продажи на мировом рынке, включая российский. Одним из способов является создание совместных предприятий на территории Российской Федерации, Казахстана, стран Азии. ЗАО «Мясо-молочная компания» создало с ЗАО «Гагаринконсервмолоко» совместное белорусско-российское предприятие в Смоленской области Российской Федерации. Это позволит более эффективно использовать сырьевые ресурсы Республики Беларусь и значительно увеличить экспортный потенциал страны. В настоящее время ЗАО «Мясо-молочная компания» совместно с ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» прорабатывает вопрос создания совместного предприятия во Вьетнаме. Молокоперерабатывающие организации практически не осуществляют прямые поставки продукции, за исключением казеина, в страны дальнего зарубежья. За январь—ноябрь в эти страны через трейдеров реализовано 100 тонн СОМ, 100 тонн СМ и 2,8 тысячи тонн сухой молочной сыворотки. При этом сыворотка поставляется по разным ценам, крупным ее импортером является Китай. В целях закрепления продукции белорусского производства на рынках и во избежание прецедентов по качеству продукции ЗАО «Мясо-молочная компания» предлагает перейти от разрозненного присутствия на стратегически важном рынке к централизованным поставкам, что позволит проводить единую ценовую политику при поставках белорусской молочной продукции и обеспечить необходимый контроль качества. Всю прибавку – на экспорт С целью обеспечения в 2013 году темпов роста экспорта по Минсельхозпроду не менее 116 процентов необходимо поставить за рубеж мяса и мясопродуктов на 1,026 млрд. долларов, молока и молокопродуктов — на 2 млрд. долларов. Для достижения поставленной задачи необходимо предусмотреть техническое переоснащение и модернизацию цехов по производству мяса в виде отрубов и полуфабрикатов, увеличить сроки годности продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет применения инновационных упаковочных материалов, обеспечивающих длительные сроки годности продукта, провести работу по сертификации убоя КРС, переработки и изготовления продукции «Халяль» и «Кашрут», освоить и внедрить производство деликатесной продукции с использованием горячего копчения, полуфабрикатов быстрого приготовления, кулинарного назначения, готовых блюд, прошедших термическую обработку в оптимальных режимах универсальных камер, обновить ассортимент консервов мясных и мясо-растительных для детского питания, проводить маркетинговые и рекламные мероприятия, оптимизировать логистику, в том числе через открытие оптовых складов в Российской Федерации, осуществлять поставки сухой молочной сыворотки в страны дальнего зарубежья централизованно, через ЗАО «Мясо-молочная компания». Подводя итоги коллегии, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц отметил, что в 2013 году ожидается увеличение валового производства молока более чем на полмиллиона тонн и мяса — на 100 тысяч тонн. Поскольку внутренний рынок уже давно полностью заполнен, то весь прирост надо реализовать на внешний. Это будет нелегко. В России нашим продуктам в связи с увеличением внутреннего производства и вступлением наших соседей в ВТО становится все теснее. Поэтому необходимо искать новые рынки сбыта. А это возможно лишь при проведении продуманной маркетинговой политики. В связи с этим руководитель аграрного ведомства предложил создать при министре консультационный совет из наиболее опытных директоров перерабатывающих мясо-молочных предприятий. Этот орган будет способствовать выработке оптимальной стратегии производства и реализации продукции. Василий ГЕДРОЙЦ, «БН» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
МЯСО-МОЛОЧНЫЕ предприятия являются конечным звеном агропромышленного производства. От уровня их работы зависит насыщение продовольственного рынка. Они же... |
|