Уже на следующей неделе в Беларуси стартуют продажи новой продуктовой линейки под общим брендом «Батькино лукошко». Владельцем прав на этот товарный знак является российская компания Productiva, принадлежащая маркетологу Станиславу Кауфману, получившему известность благодаря водочным маркам «Путинка» и «Володя и медведи».
Маркетолог не скрывает, что название может ассоциироваться у потребителя с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
«В начале продаж под этой маркой будут выпускаться овощная и ягодная консервация, майонез и соусы, — рассказал Кауфман в интервью РБК daily. — Затем появятся кондитерские продукты и соки. До конца года «зонтик» будет раскрыт полностью — под единым брендом будет выпускаться самый широкий ассортимент продукции на разных предприятиях Беларуси — 90% объема и России — 10% объема».
Все продукты в линейке будут позиционироваться в сегменте «эконом». По словам маркетолога, идея запустить продуктовый проект в Беларуси пришла к нему полгода назад.
Компания Productiva провела переговоры с белорусскими производителями и дистрибьюторами. «Согласно договору компания Productiva не только предоставляет партнерам права на выпуск торговой марки, но и осуществляет весь цикл маркетинговых и трейд-маркетинговых услуг, определяет стратегию развития бренда, осуществляет аналитику рынка, следит за соблюдением оговоренной ценовой политики и т.д.», — уточнил Станислав Кауфман.
В Беларуси производством овощной и ягодной консервации под брендом «Батькино лукошко» будет заниматься брестская компания «Вастега», а майонеза — подмосковное предприятие «Ильинское-95».
«Выбор российского производителя майонеза для бренда «Батькино лукошко» был обусловлен прежде всего экономическими причинами и высоким качеством продукции, — пояснил Станислав Кауфман. — При этом при составлении рецептуры мы учли вкусовые предпочтения белорусских потребителей, которые любят более жидкий и не кислый майонез».
В ближайшее время будет заключен аналогичный договор с крупным производителем соков и ягодной консервации из Могилевской области. Договоры также подписаны с двумя белорусскими дистрибьюторами, перед которыми поставлена задача добиться представленности товаров в белорусской рознице на уровне 95%.
В случае успеха проекта планируется вывод товаров «Батькино лукошко» в 2014 году и на российский рынок.
«Мы планируем максимально широкую линейку продуктов», — отметил Станислав Кауфман, но эти планы не распространяются на алкоголь и табак. Ряд социальных продуктов — таких, как хлеб и молоко, также не будет включен в линейку. Это связано с жестким госрегулированием производства таких товаров, что усложняет возможность на них заработать.
Станислав Кауфман понимает, что его новый бренд будет ассоциироваться у потребителей с образом Александром Лукашенко, которого и в стране, и за ее пределами называют «Батька».
«Я уверен, что это будут исключительно положительные ассоциации для потребителя, — подчеркнул Станислав Кауфман. — Как и любого президента, Лукашенко можно критиковать, но нельзя не признать, что он очень многое сделал, в частности, для того, чтобы жители Беларуси имели на столах качественные продукты по доступным ценам. Мы проводили тест-группы в Беларуси и выявили, что название в данной группе продуктов воспринимается однозначно позитивно».
Как считает главный куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий RCB&B Николас Коро, проект Станислава Кауфмана может иметь успех как в Беларуси, так и в России.
«На территории Беларуси марка будет ассоциироваться с добротными, недорогими, но качественными продуктами, — считает Николас Коро. — Вне всякого сомнения, название «Батькино лукошко» будет ассоциироваться с президентом Беларуси, но оно лишено провокации, и имя «Батька» позитивно воспринимается самим президентом. Плюс с таким названием для линейки будет гарантирован некоторый элемент протекционизма».
Что касается российских перспектив «Батькиного лукошка», то, как отметил Николас Коро, российский потребитель традиционно ассоциирует белорусские сельхозпродукты с высокими экостандартами производства, поэтому упор на белорусское происхождение товаров с таким названием поможет марке найти своего покупателя и в России.