Российские нефтяники обратились в Минэнерго РФ с просьбой о защите от импорта белорусских нефтепродуктов. Об этом сообщил 8 апреля в ходе международной конференции по нефтепереработке и экспорту белорусских нефтепродуктов в Минске эксперт агентства Thomson Reuters Александр Ершов.
По его словам, в вопросах экономического сотрудничества стран Единого экономического пространства используются меры политического давления, что "в 9 случаях из 10 идет в разрез с экономической целесообразностью". В качестве показательного примера эксперт привел изменения на рынке бензина ЕЭП в 2013 году.
Как сказал Ершов, попытку ввести новый техрегламент Россия предприняла еще в 2011 году, однако российские НПЗ к такому повороту событий готовы не были, что вылилось в жестокий топливный кризис, поэтому стандарты были отменены и перенесены на 2013 год. "На этот раз российские власти заранее позаботились о том, чтобы не было дефицита топлива, и договорились с Беларусью об импорте белорусского бензина. Беларусь стала поставлять бензин, он стал конкурировать по ценам с российским, в результате чего весенний рост цен, который участники рынка всегда предпринимают в конце февраля либо в марте-апреле, в 2013 году практически отсутствовал, что российских продавцов очень опечалило", — отметил Ершов.
Тогда часть объемов российские нефтяники "эвакуировали" в Казахстан, где возник избыток топлива на рынке, что побудило эту страну вводить конвенционный запрет на импорт российского бензина.
"Российские компании хронически не хотят конкурировать. Вместо того чтобы немного снизить цены, они обратились в Минэнерго с просьбой защитить их от импорта белорусского бензина, который разрушает им торговлю", — сообщил Ершов и добавил, что считает данное "разрушение несколько умозрительным". "По сути дела, российские нефтяники защищают свои аномально высокие цены, потому что для российского ценообразования характерен некоторый паритет с экспортной альтернативной. Я бы назвал это алчностью со стороны продавцов", — подчеркнул эксперт.
По его словам, Минэнерго РФ "довольно открыто" заявляет, что готово защищать российские компании и, по собственному признанию, с апреля практически перестало выбирать квоту на белорусский импорт.
По мнению Ершова, страны — члены ЕЭП пока не готовы полностью использовать потенциал сотрудничества, отчего рынки, в том числе топливные, регулируются бессистемно. "Компании готовы к сотрудничеству, но только там, где ЕЭП приносит им дополнительную маржу", — отметил Ершов.
"Для экономической модели ЕЭП хорошо подошел бы рецепт из известного фильма "смешать, но не взбалтывать". Но "взболтали" уже несколько раз, поэтому теперь приходится разбираться во многих нюансах, которые возникают при формировании товарных потоков", — резюмировал эксперт.