Как нам обустроить АПК
09.04.2013
—
Новости Экономики
|
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ комплекс республики в полной мере обеспечивает продовольственную безопасность страны, обладает значительным экспортным потенциалом. Труженики села вправе гордиться тем, что по производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, а по ряду показателей приближается к среднеевропейскому уровню, входит в пятерку мировых лидеров по экспорту молокопродуктов. Трудом руководителей и специалистов всех уровней управления и трудовыми коллективами АПК создана устойчивая база для перехода отрасли на новый уровень развития, ставящий главной своей целью укрепление экономики субъектов хозяйствования, повышение на этой основе уровня социального и материального благосостояния работников сельскохозяйственного производства. Минсельхозпрод совместно с НАН Беларуси разработал ряд инновационных мероприятий по дальнейшему развитию АПК с ориентацией на приоритет экономики. Концептуально они рассмотрены на совещании в Минсельхозпроде с участием Президента Беларуси. На вторую половину мая намечено Республиканское собрание актива агропромышленного комплекса с участием главы государства. Сегодня многих интересует ответ на вопрос: какие наиболее принципиальные положения будут вынесены на обсуждение участников собрания? Корреспонденту «БН» в Минсельхозпроде предварительно назвали шесть основных шагов дальнейшего развития:
1. Совершенствование организационно-управленческой структуры АПК На республиканском уровне сформировать крупные узкоспециализированные и многоотраслевые кооперационно-интеграционные объединения в виде продуктовых компаний, включающих всю технологическую цепь от получения сырья до сбыта готовых продуктов конечному потребителю; выработать нормативное регулирование внутрикорпоративных отношений в области ценовой политики, экономики, налогов и других организационных позиций. В районах, не имеющих организаций-интеграторов, создать агрокомбинаты, присоединив к лучшему хозяйству 2—3 недостаточно успешных сельхозпредприятия. Этому агрокомбинату в течение 2—3 лет оказать существенную господдержку, обеспечив льготное долгосрочное кредитование и налогообложение. На уровне организаций и объединений сформировать на принципах хозяйственного расчета внутрихозяйственные организационные структуры на условиях первичной кооперации и аренды. 2. Совершенствование практики государственной поддержки Принять к сведению, что динамика инвестиционного спроса в долгосрочной перспективе будет формироваться в условиях сокращения финансирования за счет бюджетных средств и расширения инвестиционной активности за счет собственных средств организаций и банковского кредитования; положить в качестве основного критерия финансирования и господдержки АПК рост экономических показателей от вложенных средств. Господдержку развития села структурировать по следующим направлениям и очередности: — государственные средства, направляемые на реализацию целевых программ развития АПК и иных крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения значительных ресурсов, аккумулирование которых не может быть обеспечено непосредственно сельхозпроизводителями, а также инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости и важные социально-экономические последствия. Господдержку крупных инвестпроектов осуществлять на конкурсной основе с учетом показателей эффективности вкладываемых государственных ресурсов; — бюджетные расходы на финансирование мероприятий, реализация которых входит в функции государства; — предоставление субсидий непосредственно сельскохозяйственным организациям по нормативам, устанавливаемым к объемам реализации конкретных сельскохозяйственных продуктов и дифференцированным в зависимости от кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения не менее 20 проц. общей суммы бюджетных средств финансирования мероприятий в области АПК. 3. Принципы правового регулирования АПК На этапе придания реального приоритета экономике повысить самостоятельность руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций в выборе специализации, структуры производства, технических и технологических решений, обеспечив им полную хозяйственную самостоятельность. В этих целях предлагается: — определить главным критерием рейтинговой оценки результативности работы сельскохозяйственных организаций и регионов, их руководителей и специалистов прибыль в расчете на балло-гектар сельскохозяйственных угодий; — за органами государственного управления оставить распределение средств государственной поддержки и контроль за их целевым использованием, организацию закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, мониторинг аграрного законодательства и участие в его разработке; экономическое обоснование стратегии развития региона; регулирование продовольственных рынков; организацию аграрного образования и подготовки кадров; реализацию единой государственной политики в области семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации земель; государственный контроль в области ветеринарии, защиты растений, технадзора, охраны труда и техники безопасности; координацию работ по созданию в республике новой сельскохозяйственной техники; организацию научного обеспечения отрасли и внедрения в сельскохозяйственное производство достижений научно-технического прогресса; — непосредственное управление производством — функция самих хозяйств и их объединений. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций может и должно осуществляться лишь в пределах контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим благополучием страны, в сфере соблюдения законодательства; — изучить целесообразность изменения функций районных управлений сельского хозяйства, создав на их основе консультационные центры, работающие на хозрасчетных принципах. 4. Совершенствование специализации, технической и технологической политики в аграрной отрасли Основными проблемами развития агропромышленного комплекса республики остаются несовершенство специализации отрасли, недостаточный уровень реализации потенциала современных сортов растений и пород животных, не соответствующая потребностям животноводства структура травяных кормов, слабость инфраструктуры производственной сферы и перерабатывающих предприятий. В этом плане намечается: — реализовать модели ведения сельскохозяйственного производства с учетом территориально-отраслевой специализации. Предусмотреть формирование в них зон возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных, исходя из экономической целесообразности и эффективности с учетом почвенно-климатических и почвенных условий; — определить животноводство системообразующей подотраслью, приоритет в нем отдать скотоводству, использующему конкурентные преимущества страны, в первую очередь богатство травяных растительных ресурсов, наличие высокого племенного потенциала и значительный вклад республики в строительство и реконструкцию ферм; — признать главным направлением в земледелии кормопроизводство, обеспечивающее полноценное кормление сельскохозяйственных животных при снижении объемов импорта белкового сырья; обеспечить научно обоснованный баланс в производстве травяных кормов для крупного рогатого скота; — провести техническую и технологическую модернизацию организаций агропромышленного комплекса, обеспечить дальнейшее укрепление инновационной инфраструктуры отрасли; — углубить переработку сельскохозяйственного сырья с целью повышения выхода из него продукции высокого качества, востребованной в республике и на зарубежных рынках; перевести пищевую и перерабатывающую промышленность на ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие безотходное производство с минимальным воздействием его на экологическую среду. 5. Активизация внешнеэкономической деятельности АПК В связи с расширением присутствия агропромышленного комплекса республики на мировом продовольственном рынке реализовать мероприятия по снижению затратности и повышению привлекательности продукции отечественного АПК. Необходимо упорядочить сырьевые зоны, модернизировать инфраструктуру переработки, наладить деловые партнерские связи между производителями сырья и переработчиками. И на этой основе обеспечить производство товарной продукции высокого качества с авторитетным брендом, востребованной в республике и на зарубежных рынках, конкурентоспособной по ценовому фактору. На основе повышения качества продукции и экономической эффективности наращивания объемов и номенклатуры экспорта, диверсификации рынков, оптимизации соотношения товарной структуры экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия обеспечить ежегодное наращивание положительного сальдо внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса республики. 6. Кадровая политика и совершенствование системы мотивации труда Усовершенствовать систему подготовки аграрных кадров, для чего: — придать первостепенное значение целевому отбору абитуриентов в сельских школах; — повысить профессиональную направленность учебных программ; — обеспечить за счет направляемой организации доплату успешно обучающимся студентам в размере не менее их месячной стипендии; — установить обязательное прохождение практики выпускников в передовых хозяйствах республики; — предусмотреть совершенствование механизма обеспечения кадров жильем, при отработке в организации определенного времени (3—5 лет) предоставить им возможность приобретения в собственность домов (квартир), построенных сельскохозяйственными организациями, или предоставление льготного режима для строительства жилья; — сохранить ежемесячные доплаты молодым специалистам в течение пяти лет с начала их работы в сельскохозяйственных организациях по направлениям учебных заведений. Для повышения уровня мотивации высокопроизводительного и экономически эффективного труда создать экономико-правовую среду, в которой бы не только руководитель, но и каждый работник мог на законной основе высокопрофессиональным трудом обеспечить себе достойный уровень материального благополучия. В этих целях должностной оклад руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций предстоит рассчитывать на основе объема реализованной продукции с учетом объективных условий хозяйствования, прежде всего кадастровой оценки сельхозугодий. Помимо ежемесячного оклада, руководителям сельхозпредприятий и их специалистам по итогам года предоставляется право распределять в нормативном порядке по разработанной шкале часть полученной прибыли в виде бонусов, которые могут быть достаточно высокими. Для руководителей убыточных хозяйств исходить из уменьшения убытка за проработанный год. На экономические результаты труда ориентировать заработную плату и трудового коллектива, что следует достичь через внедрение механизмов коммерческого хозяйственного расчета. Формы мотивации высокопроизводительного труда могут быть и другие. Например, участие в прибылях, начисление дивидендов по акциям, приобретенным работниками в процессе приватизации. На основе резкого увеличения экономической эффективности работы сельскохозяйственных организаций выйти на этапе завершения Программы устойчивого развития села на среднемесячную заработную плату в аграрной отрасли 500 долларов, а в перспективе видеть целью 1000 долларов США. Подготовил Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ комплекс республики в полной мере обеспечивает продовольственную безопасность страны, обладает значительным экспортным потенциалом. Труженики... |
|