Правительство России подготовило письмо в Минск о нежелании согласовывать увеличение поставок нефти на белорусские НПЗ в третьем и четвертом кварталах 2013 года, пишут российские «Известия» со ссылкой на источник в правительстве.
«Среди претензий российского правительства — невыполнение белорусами условий по возврату согласованного объема нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Кроме этого, белорусы затягивают реализацию совместных интеграционных проектов, в том числе создание СП между российским производителем грузовиков КамАЗом и белорусским МАЗом», — цитирует издание собеседника.
Беларусь настаивает на необходимости сохранения баланса поставок российской нефти на белорусские НПЗ на уровне 23 млн. т в 2013 году. Российская же сторона не раз заявляла о своей готовности направить только 18,5 млн. т нефти в обмен на произведенные из нее 2,1 млн. т нефтепродуктов стандарта Евро-3. Переговоры об этом ведутся с осени 2012 года.
«В прошлом году Россия уличила Беларусь в том, что та экспортирует нефтепродукты в Европу под видом растворителей и разбавителей. И так как эти товары не облагаются экспортной пошлиной при вывозе за пределы Таможенного союза, российский бюджет недополучил за них порядка $1,5-2 млрд. Кроме этого, до осени прошлого года не было и никаких обещанных обратных поставок нефтепродуктов. 300 тыс. т нефтепродуктов удалось вернуть в IV квартале только после того, как Россия сократила поставки нефти в Беларусь», — пишут «Известия».
«Несмотря на это, в 2013 году союзная республика дважды сумела добиться от российского правительства продолжения поставок нефти в прежнем объеме (5,75 млн. т из годового объема 23 млн. т) на два первых квартала. Как сообщил источник в правительстве, невзирая на эпизодические нарушения условий ответных поставок нефтепродуктов в Россию, нефтепродукты из Беларуси в РФ в основном поставлялись. Однако объем реализации нефтепродуктов был невысоким», — отмечает издание.
Под эпизодическими нарушениями подразумеваются «манипуляции с ценами, предлагаемыми белорусами на российских биржевых торгах: российские компании не покупают предлагаемую белорусами продукцию, так как в большинстве случаев цена предложения белорусской стороны оказывается выше цены закрытия предыдущего дня».
Конфликт вокруг поставок нефти и нефтепродуктов не единственный момент, повлиявший на решение России поставить Беларуси «нефтяной ультиматум», пишет газета. «Беларусь всеми возможными путями стремится к затягиванию процесса реализации совместных проектов, выдвигая новые и меняя условия прежних договоренностей», — отмечают «Известия».
«В частности, это касается проекта развития ОАО «Гродно Азот», контрольный пакет которого белорусский государственный концерн «Белнефтехим» собирается продать российской компании», — пишут «Известия».
Правительственный источник также указал на слабое продвижение процесса создания совместного автомобильного холдинга «Росбелавто» на базе российского ОАО «КамАЗ» и белорусского ОАО «МАЗ».
«Стороны, казалось бы, еще в 2012 году достигли договоренностей и сформулировали их в Концепции сотрудничества, однако белорусская сторона выдвигает все новые требования. Например, предлагает сохранить отдельно за МАЗом маркетинго-сбытовую структуру, право на проведение исследований и разработок по созданию новой техники с созданием научно-технического центра с опытным производством в Минске, добивается обязательного использования автокомпонентов белорусского производства на уровне не менее 40%. Кроме этого, белорусская сторона хочет иметь возможность инвестировать в развитие МАЗа как отдельного хозяйствующего субъекта с входящими в него предприятиями порядка $1,2 млрд. до 2020 года», — отмечает российское издание.
Однако, выступая 19 апреля с посланием народу и парламенту, Александр Лукашенко выразил сомнение в целесообразности слияния МАЗа и КамАЗа. «Что мы получим от этого объединения, акционирования, а еще — передай акции за бесценок? Рынки у нас есть, продукция есть, у нас не хуже МАЗы, чем КамАЗы», — сказал Лукашенко.
Что касается интеграционных проектов, то этот вопрос рассматривался в ходе переговоров заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича и первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко, и наибольшие споры вызвало СП КамАЗа и МАЗа.
«Кроме этого, разногласия есть и по проекту интеграции Минского завода колесных тягачей в структуру российского оборонно-промышленного комплекса. Российская сторона настаивает на горизонтальной интеграции с предприятиями ОПК, такими как КамАЗ и «Уралвагонзавод». Минск, в свою очередь, предлагает проект вертикальной интеграции и расширения сотрудничества с российскими предприятиями, такими как «Корпорация «Московский институт теплотехники», «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО «Сплав» и НПК «Конструкторское бюро машиностроения», — пишут «Известия».
Следует отметить, что в середине апреля министр энергетики РФ Александр Новак сообщил: Беларусь и Россия могут завершить согласование нефтяного баланса на год до 15 июня. «Сейчас у нас следующий дедлайн, когда мы должны будем рассматривать третий квартал, — это до 15 июня. Соответственно, я надеюсь, что к этому времени мы выйдем и на цифры по году в целом», — сказал Новак журналистам.