Покупки «на глазок»
24.04.2013
—
Новости Экономики
|
В ближайшие годы для отечественной интернет-торговли будет характерна не только внутренняя, но и внешняя конкуренция Люди приходят в Интернет не только ради общения и «зрелищ», но и в поисках «хлеба» — необходимых товаров, предлагаемых их вниманию многочисленными интернет-магазинами. Один клик заменяет многочасовые походы по магазинам, да и цены на порядок ниже, чем у ритейлеров, из-за меньших затрат на аренду помещений и налогов. Нет в онлайн-пространстве и очередей — понравившийся товар доставят прямо к порогу, да еще и чек с гарантией дадут. Удобно и быстро, почему бы не воспользоваться услугами невидимых продавцов? Успехи «рождаемости» и проблемы роста По данным исследования агентства «Gemius», в феврале в Беларуси насчитывалось 5,1 млн. пользователей Всемирной паутины. Это значит, что к потенциальной покупательской аудитории интернет-магазинов можно отнести 60 % населения республики в возрасте от 15 лет. Однако пока к виртуальному шопингу прибегает гораздо меньшее количество белорусов, хоть специалисты и отмечают: число покупателей из года в год увеличивается, а вместе с ним растет и доверие к современной форме торговли. По данным Минторга, в прошлом году интернет-магазины заработали Br 1,937 трлн. Таким образом, их товарооборот вырос за год на треть, до 1 % от общего объема розничного товарооборота республики. Это немного, ведь в развитых странах, таких как США и государства ЕС, на долю онлайн-торговли приходится 5—10 % продаж. И пусть отечественные показатели пока куда скромнее, зато этот сегмент активно развивается. Так, в республике ежемесячно появляется 150—170 новых интернет-магазинов, то есть каждый рабочий день порядка семи. В целом сегодня в торговом реестре значится более 5,3 тыс. виртуальных ритейлеров. Для сравнения: в октябре прошлого года их было на 1 тыс. меньше. А значит, градус конкуренции постоянно растет. В борьбе за клиента используется не столько привлекательный дизайн сайта и удобный поиск, сколько предоставление низких цен, гарантии и доставка товара на дом. Однако специалисты советуют быть бдительными и в погоне за выгодой не забывать спрашивать у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность товара. Ведь если цена, скажем, на телефон в онлайн-магазине и в стационарной сети отличается в разы, это сигнал: товар явно нелегально ввезен в страну. Рисковать ли своими деньгами, чтобы не убедиться на собственном опыте в реальности поговорки про скупого, который платит дважды, решать самому покупателю. «В любой коммерческой отрасли есть продавцы, которые стараются уклоняться от предписанных мер, налогов и пошлин», — замечает управляющий компанией «21vek.by» Сергей Вайнилович. По его словам, масштабы «серой» торговли в Интернете в последнее время заметно уменьшились, а в некоторых товарных группах это явление и вовсе исчезло. Заведующий сектором налогового контроля сети Интернет Министерства по налогам и сборам Михаил Махтадуй не скрывает: количество претензий у контролирующего органа становится все меньше. И, тем не менее, среди распространенных правонарушений — отсутствие документов, подтверждающих легальность ввоза и приобретения в стране товара, или маркировки определенных категорий. В то же время заместитель министра торговли Ирина Наркевич говорит: «В большинстве своем у нас работают схемы поставки «серого» товара, которыми пользуется в основном малый и средний бизнес. За 2 года мы так и не искоренили это, все еще есть случаи, когда за товар с гарантией и документами и без таковых предлагают разные цены. Было время, когда мы хотели ввести специальный программный продукт, позволяющий исключить «серые» схемы, но подумали, что это приведет к удорожанию продукции. Сегодня же мы в большей степени проводим упреждающую и широкомасштабную разъяснительную работу с населением». Подключиться к ней предлагается и площадкам, на которых размещаются интернет-магазины. В частности, согласно грядущим изменениям в Законе «О торговле», виртуальные платформы не должны будут устраняться от решения конфликтов, возникающих у покупателей с владельцем онлайн-«точки». Кроме того, при составлении договоров с «держателями» бизнеса в белорусской доменной зоне Всемирной паутины должны включаться нормы законодательства. Уязвимое место Слабым звеном электронной торговли сегодня считают службу доставки: мало кто может похвастаться ее высокой организацией, есть нарекания и на оперативность, когда от момента заказа может пройти несколько дней. Бывает, что развозом товаров занимается и сам бизнесмен. «В идеале необходимо отделить владельца интернет-магазина от курьера. Например, для этого может быть создана специализированная крупная курьерская служба, которая бы обслуживала интернет-магазины. Это сократило бы скорость доставки товара и позволило сделать более прозрачными отношения между продавцом и покупателем, ускорило бы время доставки», — считает Ирина Наркевич. Вопросы вызывает и дистанционная оплата: вроде она уже есть, но «приживается» медленнее, чем хотелось бы. Взять хотя бы в качестве примера расчеты с помощью пластиковых карточек. Покупатель пока неохотно прибегает к этой возможности, да и далеко не все курьеры оснащены переносными терминалами. Причину последнего владельцы онлайн-магазинов видят в том числе и в большой комиссии действующих платежных систем, и в высокой стоимости необходимого оборудования. Помочь с первым старается Минторг. Ожидается, что наладить активный диалог с банками удастся, когда заработает комитет по стимулированию дистанционных платежей. Кстати, раскошелиться бизнесменам придется и на портативные кассовые аппараты, которые раньше можно было заменять заполненной от руки квитанцией. В противном случае начиная уже с 1 июля прием наличных без выдачи чека чреват штрафом для юрлица в размере до 200 базовых величин, для ИП — до 100. Наказать могут и продавца на сумму в 20—50 базовых величин, если он самостоятельно решил продать товар без напечатанной бумажки. «Надо быть готовыми прежде, чем к нам придут европейские и американские монстры со своей отлаженной платежной системой», — делится мнением замминистра. Спрос диктует Пока рынок интернет-торговли переживает проблемы роста, но постепенно подходит к своему наполнению. «Те, кто способен был покупать, уже сегодня покупают, так что рост сегмента будет замедляться, а доходы — увеличиваться. В какой-то момент наступит наполнение, и дальше борьба пойдет за состоявшийся сегмент. Так что через 2—3 года начинать свое дело будет гораздо сложнее», — считает генеральный директор интернет-магазинов «OZ.by» и «Ay.by» Андрей Гриневич. Любопытно, что сейчас специалисты советуют новичкам не брезговать социальными сетями, дабы заявить о себе и привлечь внимание общественно активной аудитории. Следует также учитывать, что большей частью в белорусском онлайн-пространстве продают сложнобытовую технику, телефонию, электронику. Для сравнения: в России в лидерах продукты питания и одежда — таким образом покупатели экономят на передвижении по огромному городу с его пробками. Доставка еды становится все более популярной услугой и у нас. Правда, пока речь идет о ресторанных пицце и суши. Планируется, что реализовывать продукцию смогут и фермеры. Пока же их сдерживает требование иметь стационарный объект, где соблюдаются условия хранения. В ближайшее время в действующее законодательство будут внесены изменения, которые позволят производителям продуктов питания открывать интернет-магазины для продажи собственных овощей и фруктов. «Радует, что развивается сегмент торговли и у изготовителей — они понимают, что можно, помимо фирменных магазинов, вести онлайн-торговлю. По этому пути уже давно пошли брендовые объекты, когда новую коллекцию можно посмотреть на сайте, где чаще всего есть и виртуальный магазин. В нем более привлекательная цена, ведь издержки меньше, — рассказывает Ирина Наркевич. — Возможно, со временем аптеки разовьют свою интернет-торговлю. Стоит нам подумать над вопросом продажи ювелирных изделий через Всемирную паутину — с определенными ограничениями, конечно. Может, мы здесь пойдем впереди России. Важно развивать весь инструментарий, мы ждем предложений». Напомним, в Беларуси сегодня законодательно запрещено торговать через Интернет пиротехникой, лекарствами и БАДами, оружием, а также изделиями из драгметаллов и драгоценных камней. Что же касается одежды, то продвинутые белорусы все чаще идут за обновками в онлайн-пространство. Причем на сайты отнюдь не белорусских производителей или торговцев, коих немного. По сведениям РУП «Белпочта», примерно на треть ежегодно растет и количество посылок из-за границы, 60 % из них приходится на отправления из зарубежных интернет-магазинов. В частности, в прошлом году в страну прибыло более 4,5 млн. бандеролей, а за 2 месяца текущего года уже ввезено более 1 млн. Приглянувшиеся нашим гражданам вещи стекаются со всего мира. Так, более 20 % входящей корреспонденции — из Гонконга и Китая. Оттуда в основном присылают электротехнику, мобильные телефоны, планшеты, видео- и оргтехнику, бижутерию, игрушки. Из Германии и Великобритании к нам прибывает одежда и обувь, из Польши — кухонная утварь. В принципе, много отправлений и из России, но они не проходят такой таможенный контроль, как другие», — делится наблюдениями замгенерального директора по коммерческим вопросам РУП «Белпочта» Татьяна Гвоздева. Специалисты уверены: совсем скоро отечественным торговцам придется конкурировать не только друг с другом, но и с невидимыми «врагами» за рубежом. Чтобы не оказаться на обочине покупательского интереса, им советуют не откладывать на потом заботы об улучшении собственного бизнеса и привлекательности для клиентов. Иначе грозит повторение сценария Прибалтики, где местные крупные игроки оказались не в состоянии конкурировать с иностранными «коллегами». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Е-магазины ждет не только внутренняя, но и внешняя конкуренция
|
|