Многие эксперты утверждают, что причина торгового дефицита в нынешнем году — прекращение экспорта «растворителей» и проседание внешних рынков. На самом деле, ни то, ни другое на данный момент не соответствует действительности.
Белорусская внешняя торговля неожиданно пошла на поправку. Согласно последним данным Белстата, дефицит международной торговли товарами в марте текущего года сократился до 158 млн. долларов (отрицательное сальдо в феврале составляло 250 млн. долларов). И это — несмотря на тревожные сигналы от соседей.
Недавно Еврокомиссия ухудшила экономический прогноз по странам ЕС, предрекая им по итогам года суммарное сокращение ВВП (в начале года ожидалось, что будет небольшой рост). Не лучше обстоят дела и на восточном фронте. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев еще месяц назад признал, что, несмотря на стабильно высокие поступления от экспорта энергоносителей, его страна входит в полосу «автономной рецессии».
Понятно, что проседание внешних рынков сулит Беларуси мало хорошего. Особенно без экспорта растворителей и смазочных материалов, которые, согласно расхожему мифу, обеспечивали положительное сальдо нашей страны в начале 2012 года. На первый взгляд, ухудшение внешней конъюнктуры видно и из данных Белстата. Так, в первом квартале текущего года импорт уменьшился на 9% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. А экспорт за то же время рухнул аж на 20,5%.
Но за валовыми данными скрываются противоположные тенденции.
Еще раз о растворителях
97% от общего уменьшения белорусского экспорта в 2013 году связано с прекращением серых схем по вывозу российских нефтепродуктов. Так, по данным Таможенного комитета, в первом квартале текущего года экспорт по категории «топливо минеральное» по сравнению с аналогичным периодом 2012-го уменьшился на 767 млн. долларов, в основном — из-за сворачивания поставок в Украину «биодизеля». Вывоз смазочных материалов и «прочих химических продуктов» суммарно снизился на 1,581 млрд. долларов. Таким образом, за счет названных категорий от белорусского экспорта убыло 19,8%.
Но в результате ликвидации данных каналов Беларусь прекратила закупать российские нефтепродукты, которых в январе-марте 2012 было импортировано на 1,8 млрд. долларов. А это сократило общий белорусский импорт на 16% (всего сокращение по импорту «топлива минерального» составило 2 млрд. долларов).
Как уже писалиNaviny.by, несмотря на сверхприбыльность нефтяного реэкспорта для бизнесменов из окружения белорусского президента, его положительный вклад в торговое сальдо нашей страны был довольно скромным. Так, в первом квартале 2012 года из Беларуси было экспортировано 2 млн. тонн «растворителей», «разбавителей» и «смазочных материалов» на общую сумму 1,621 млрд. долларов. Но для того, чтобы их «схимичить», в страну было завезено 2 млн. тонн российских нефтепродуктов на 1,243 млрд. долларов (и еще 900 тысяч тонн на 588 млн. долларов — для производства «биодизеля»). В результате в положительный торговый баланс за январь-март 2012 года, который тогда, по данным Белстата, достиг 715 млн. долларов, вклад нефтяной контрабанды был чуть более половины (378,5 млн. долларов за счет растворителей и «смазок»).
Вместо грузовиков — молоко
А вот неэнергетический экспорт, по сравнению с прошлым годом, даже вырос — на 1,2%. Правда, поставки за рубеж белорусской колесной техники уменьшились на 330 млн. долларов (в основном — за счет российского рынка, на котором продажи просели на треть). На 35 млн. долларов меньше вывезли черных металлов. Продажи резины (шин) упали на 16 млн. долларов.
Но эти потери компенсируются улучшением по другим позициям, правда, в основном — менее технологичным. Продажи калийных удобрений, несмотря на низкие цены, выросли на 233 млн. долларов, что почти утроило белорусский экспорт в Китай. Поставки молочной продукции в Россию увеличились на 23%, или на 100 млн. долларов. На 40 млн. долларов больше вывезли пластмассовых изделий, еще на 45 млн. — суммарно — древесины, мебели и мясных изделий.
Извечная дилемма белорусской модели: торговый профицит или рост ВВП?
Таким образом, торговое сальдо Беларуси могло оставаться положительным и по сей день, несмотря на ликвидацию контрабандных каналов и экономические проблемы у соседей. Но этому препятствует рост неэнергетического импорта, который в годовом выражении увеличился за январь-март более чем на миллиард долларов, или на 18%.
Импорт промышленного оборудования вырос почти в полтора раза — на 360 млн. долларов, автомобилей — больше, чем в полтора раза — на 190 млн. долларов. Существенное увеличение наблюдается практически по всем крупным категориям товаров, за исключением зерна, кормов для животных и железнодорожных составов.
Импортный бум начался еще в середине 2012 года. Как писали тогда Naviny.by, это была вторая по значимости причина возвращения нашей страны к торговому дефициту. Напомним, на первом месте было ухудшение условий нефтепереработки, на третьем — падение цен на удобрения и лишь на четвертом — прекращение реэкспорта российских нефтепродуктов.
Дело было в том, что по итогам первого квартала власти осознали — продолжение кампании под лозунгом «год бережливости» чревато падением ВВП. Поэтому Нацбанк уже в апреле 2012-го начал постепенно снижать ставку рефинансирования — для стимулирования потребления, и продолжает делать это до сих пор. «Растворительный» скандал лишь дал властям повод свалить ухудшение на козни недоброжелателей.
Модернизация ради зарплат
Дополнительную брешь в торговом сальдо пробила кампания по модернизации, при помощи которой власти пытаются ускорить экономический рост и хоть насколько увеличить производительность труда, чтобы обосновать очередное повышение зарплат. Но при нынешней системе, когда полная занятость работоспособного населения (особенно менее квалифицированной его части) является главным экономическим фетишем, новые технологии используются для резкого увеличению объемов производства, которые внешние рынки вряд ли смогли бы переварить и в лучшие времена.
Другими словами, складские запасы на белорусских предприятиях бьют рекорды не потому, что спрос на их товары уменьшился. Экспорт, наоборот, увеличивается, в том числе и собственной продукции белорусских НПЗ. Напомним, снижение экспорта «топлива минерального» связано с прекращением вывоза российских нефтепродуктов под видом биодизеля, а падение европейских цен на нефтепродукты в данный момент компенсируется удешевлением нефтяного сырья. Настоящая проблема в том, что, вместо того, чтобы диверсифицировать производство или оптимизировать затраты, модернизируемые белорусские заводы беспрецедентно разгоняют темпы производства все той же неконкурентоспособной продукции.
Даже если контракты, подписанные во время визита президента Беларуси в Азию, и позволят разгрузить склады в следующем квартале, перспективы дальнейших экспортных прорывов остаются под вопросом.