Импорт захватывает кошельки белорусов. 21.by

Импорт захватывает кошельки белорусов

21.05.2013 10:08 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кризис обеспечивал устойчивый сбыт отечественным производителям на внутреннем рынке: потребители, доходы которых были невелики, «куплялi беларускае». Сейчас ситуация принципиально иная: зарплаты населения увеличились, потребительская активность выросла и… покупатели переключились с отечественных товаров на импортные. Итернет-газета Naviny.by рассказывает о результатах произошедших изменений на потребительском рынке.

Белорусские товары теряют долю

Свидетельств того, что импорт захватывает потребительский рынок Беларуси, несколько – это подтверждают и данные внешней торговли, и результаты продаж товаров в белорусских магазинах.

В первом квартале 2013 года импорт продовольственных товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,5%, непродовольственных – на 34,9%.

Значимый прирост импорта произошел, главным образом, по тем группам товаров, которые традиционно завозятся в страну. Так, вырос импорт фруктов и овощей (капусты – в 2,2 раза, цитрусовых – на 32,9%, винограда – на 33,5%). Кроме этого, увеличился импорт алкогольной продукции: пива – на 31%, крепких спиртных напитков – на 30,2%. Рост импорта свидетельствует о росте потребления перечисленных позиций на белорусском рынке.

Но в целом, надо сказать, доля импорта в сегменте продовольственных товаров остается относительно невысокой в Беларуси. По данным Белстата, доля продажи товаров импортного производства торговыми организациями в январе-апреле 2013 г. составила 29,1%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 17,7%.

Совсем иная картина в сегменте непродовольственных товаров. Импорт здесь наступает по всем фронтам. Как видим на нижеприведенной таблице, практически по всем товарным позициям, которые учитывает официальная статистика, импорт существенно вырос.

Доля импортных непродовольственных товаров
в продажах на белорусском рынке (в %)



Источник: Белстат

Особенно ощутим наплыв импорта по следующим товарным группам: телевизорам, бытовой технике, продукции легпрома. Импортные телевизоры в январе-апреле 2013-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличили свою долю на белорусском рынке на 19,8 процентного пункта до 79%, удельный вес привозных стиральных машин подскочил до 50,6% (против 32,4% годом ранее). Также, как видим, заметно увеличилась доля на внутреннем рынке импортных трикотажных и чулочно-носочных изделий – с 20,3% и 9,3% в прошлом году до 29% и 16,2% соответственно в январе-апреле 2013-го.

Отдельно стоит сказать о легковых автомобилях. В первом квартале импорт легковых автомобилей вырос на 62,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в январе-марте 2012-го в страну было ввезено 13,4 тыс. легковых автомобилей, то в первом квартале 2013-го – более 21 тыс. единиц.

Причем из России импорт легковых автомобилей вырос вообще в два раза — с 1,7 тыс. в январе-марте 2012-го до 3,4 тыс. единиц за первые три месяца нынешнего года. Очевидно, что после повышения пошлин часть автоцентров переориентировались на автомобили российской сборки, которые по ценовым параметрам стали более интересны белорусским автолюбителям.

Поведение белорусов: давняя закономерность

Главную причину роста доли импорта на внутреннем рынке эксперты усматривают в росте зарплат. Если в первом квартале 2012 года средняя зарплата составляла в эквиваленте 364 доллара, то в январе-марте 2013-го – 524 доллара.

«Рост потребительского импорта вызван, в первую очередь, увеличением доходов населения. Когда у белорусов растут зарплаты, они начинают переключаться на импортные товары. Это давняя закономерность», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

По мнению экспертов, переключение на импорт, вызванное ростом доходов, имеет ряд объяснений. «Импортные товары зачастую более дорогие и воспринимаются потребителями как более качественные. Поэтому по мере роста доходов покупатели начинают отдавать предпочтение привозной продукции», — отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

Еще одну причину роста потребительского импорта наблюдатели усматривают в том, что быстрый рост зарплат, наблюдавшийся в прошлом году, увеличил себестоимость производства отечественной продукции.

«Увеличение зарплат в Беларуси повышает себестоимость производства продукции, а соответственно и ее конечную цену. На этом фоне импортная продукция, цена которой в долларовом выражении остается неизменной, становится более интересной в глазах покупателей», — полагает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Росту импорта, полагает эксперт, способствует и тот факт, что в стране активно развивается крупноформатная торговля, где широко представлены привозные товары.

Наплыв импорта органы госуправления Беларуси пытаются ограничить административными способами – путем, в частности, доведения директивных показателей до организаций торговли по объему продаж белорусских товаров. Интернет-газета Naviny.by на этой неделе уже рассказывала о письме, в котором профильное управление столичной мэрии просит торговые организации довести долю отечественной продукцию до 85% в общем объеме продаж кондитерских изделий.

Впрочем, административные методы вряд ли позволят справиться с потоками импорта, полагают эксперты. «Покупатели административные методы не понимают. Поэтому лишь отчасти административный ресурс позволит решить вопросы со сбытом белорусской продукции», — полагает Виктор Маргелов.

Схожей точки зрения придерживаются и другие эксперты. «Можно пытаться ограничить импорт, предоставляя больше полок отечественным товарам. Но людей ведь не заставишь покупать то, что они не хотят», — подытожила Екатерина Борнукова.



Дмитрий ЗАЯЦ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Зарплаты населения увеличились, потребительская активность выросла и… покупатели переключились с отечественных товаров на импортные…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика