Кому атом — мирный?. 21.by

Кому атом — мирный?

10.06.2013 15:32 — Новости Экономики | Вести Сегодня  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Вести Сегодня


Хватит ли у белорусской АЭС, которая пока еще даже не построена, защиты от прицельного удара из Евросоюза?

Атомную электростанцию в Белоруссии планировали построить уже давно, вот только с местом никак не могли определиться: соседи гнали отовсюду. Вначале выбрали одно — близ Латвии, и наша страна возопила: нам под боком второй Чернобыль не нужен! Нашли другое — ближе к границе с Россией, но и здесь место оказалось скандальным. Наконец остановились на окончательном варианте: строить в Гродненской области!

Но тут, как назло, и до Польши с Литвой рукой подать. И скандалы загромыхали один за другим — со стороны Евросоюза, которому вдруг показалось, что АЭС окажется небезопасной для всего ЕС, если на нее вдруг будут один за другим падать с неба «боинги», землетрясение буквально разорвет Гродненскую область на мелкие кусочки, а смерч сметет с лица земли всю Белоруссию и атомную станцию вместе с ней.

Корреспондент «Вести Сегодня» решил разобраться: так чем же реально Евросоюзу столь неудобна белорусская АЭС — станция, которая по всем параметрам будет самой безопасной и защищенной на планете Земля?

Самая «зеленая» АЭС
Сейчас наше соседнее государство энергозависимо от России чуть ли не на 95%. Топливо стоит очень дорого: и уголь, и газ, и тем более нефть. К тому же, поскольку Белоруссия с каждым годом старается все больше жить, соблюдая разные нормы ЕС, то уголь и древесина вообще не годятся: Европа требует снизить использование и первого, и второго, поскольку по экологии наносится сильный удар. А нефть и газ из России дороже с каждым днем, да и запасы этих природных запасов, как оказалось, очень даже исчерпаемы, к тому же держат Белоруссию на большом энергокрючке у России.

Значит, АЭС — самый оптимальный вариант. Цена ядерного топлива фактически постоянная с начала 1990–х по 2010–й, а технологии позволяют получить максимальный КПД. Многие станции в мире до аварии на «Фукусиме–1» работали, на всякий пожарный, с пониженной мощностью, но потом, парадокс, стали ее повышать — даже на 10 процентов, оставляя при этом один и тот же объем топлива, но увеличивая за счет разных технологий выработку энергии.

И в мире все громче говорят: надо больше строить АЭС! Даже основная масса экологов утверждает: на АЭС выработка энергии самая безопасная для окружающей среды. Вернее, самая безопасная, если забыть обо всех взрывах на АЭС в мире, например, аварии в Чернобыле и «Фукусиме». И, как оказалось, в Белоруссии учли все мировые ошибки, защитились от непредсказуемого «человеческого фактора» и подготовились к любым ударам природы…

Если бы не Чернобыль…
В СССР был большой план строительства новых АЭС не только на территории собственно России и Украины (там, кстати, больше всего станций на душу населения), но и в Белоруссии, и в Латвии, и в Литве. В Литве таки построили — Ингалинскую: на берегу озера Друкшяй (с белорусской стороны называется Дрисвяты). Хотя изначально планировали ее строить именно в БССР, но только литовские власти оказались тогда активней, подсуетились и добились, чтобы АЭС была по их сторону озера.

Теперь Игналинскую АЭС закрыли, а в Белоруссии так с советского времени ни одной станции не успели построить — до аварии в Чернобыле, а после о «мирном атоме» предпочитали даже не заикаться. Хотя в начале 1980–х, после Игналины, и планировали построить АЭС в 40 километрах от Минска, где станция была бы совмещена с теплоцентралью: даже фундамент заложили. Но тут на Украине «случился Чернобыль»…

И вот уже в новое время в Белоруссии стали говорить об АЭС, а потом и договорились о совместном проекте строительства с российской компанией «Атомстройэкспорт». Теперь уже окончательно выбрано место — в 20 километрах от поселка Островец в Гродненской области. Первый блок АЭС должны запустить в 2018 году, второй — не позднее 2020–го.

Но изначально хотели–то строить в других районах, например, близ границы с Латвией, откуда и до Даугавпилса недалеко. Тогда у нас вспыхнул скандал: а вдруг на АЭС авария случится — и всех накроет! Митинги протеста даже устраивались… Кстати, уже против нового проекта станции в Гродненской области почти никто не выступает в Латвии. В прошлом году состоялась большая международная конференция в Даугавпилсе, где самые разные специалисты (и экологи в том числе) говорили об АЭС спокойно и даже интересовались: а не хочет ли Белоруссия с Латвией «кусочком атомной энергии» поделиться?

Энергия, которую будет вырабатывать АЭС, вся «осядет» в Белоруссии. Станция будет иметь мощность на двух блоках 2400 МВт. В год станция станет «гасить» 20–25 процентов от потребления всей закупаемой для Белоруссии энергии, и страна в итоге перестанет качать из России более 5 миллиардов кубов газа в год. Строительство АЭС должно окупиться за 12–14 лет работы станции.

Как атомную станцию «перетаскивали»
Но проект станции кочевал по просторам Белоруссии довольно долго. От строительства АЭС около Латвии отказались не столько потому, что в Даугавпилсе проходили митинги протеста, сколько из–за мнения ученых. Специалисты оценили самые разные природные факторы, бурили скважины, собирали информацию о затоплениях территории во время паводков, о том, насколько стабильна каменная плита и глубоко ли жилы грунтовых вод. Выяснилось, что АЭС там строить небезопасно: на небольшой глубине пласты мела, которые то и дело размывают грунтовые воды, и каменная плита сверху может, не ровен час, съехать вместе со станцией.

Хотели АЭС строить и на так называемой Краснополянской площадке — в Могилевской области, между Россией и Украиной. Но ученые (украинские и российские тоже) посоветовали не размещать станцию на мелу. Тогда выбрали Кукшиновскую площадку — подальше от Украины, но и там на глубине 40–50 метров опять нашлись пласты мела. Речь даже зашла о том, чтобы строить станцию в «чернобыльской зоне», где и до Украины недалече. Но потом специалисты передумали: пока еще там жить и работать рановато, мало времени прошло после аварии, да и болота кругом…

И в конце концов нашли подходящее место — в Гродненской области. Но тут стали скандалить литовцы. А где же тогда вообще строить АЭС? В Белоруссии, где бы ни появилась АЭС, близко или до Латвии, или до Литвы, или до Польши, или до России — везде соседи. Такая вот неудобная география…

Просчитать природу
Кажется, скандалисты просто не слышат, что АЭС будет самой современной в мире — и самой защищенной. Авторы проекта и ученые учитывали всевозможные нюансы. Во–первых, у атомщиков в той же России или Белоруссии есть правило: учитывать любой «природный фактор» для конкретной местности, если он когда–либо был описан. К примеру, на «Фукусиме» об этом правиле позабыли.

В Японии проектировщики прекрасно знали, что ранее, пусть и в далеком прошлом, в районе, где планировали строить АЭС, были и мощнейшие землетрясения (свыше 8 баллов), и цунами, когда сила и высота волн была такой, что сносило даже огромные куски скал. Тем не менее АЭС там построили, и она была рассчитана на землетрясения максимум до 8 баллов, но волнорезы сделали ниже необходимой высоты. И что произошло в итоге — известно…

А в Гродненской области, хотя она и сейсмически неактивна, станция сможет выдержать землетрясения даже в 8 баллов. Каменная плита под АЭС — самая стабильная в Белоруссии: пластов мела на глубине нет, жилы грунтовых вод очень глубоко, местность не заболачивается и не заливается во время паводков. А цунами в Белоруссии, понятно, не может быть уже по определению…

Новая станция будет защищена даже от смерчей — двойным куполом. Кто–то скажет, что смерч в Белоруссии — это из области фантастики. Но ведь и в спокойном Тульском регионе России, в городе Ефремов, тоже никогда не ждали смерча, а тут вдруг в середине мая он нанес удар по двум сотням зданий — срывал крыши и балконы, выбивал окна, переворачивал гаражи. Природа теперь особенно любит преподносить сюрпризы…

Равных белорусской АЭС по степени защиты станций нет не то чтобы в России, но даже во Франции, США и Японии! К примеру, на АЭС в Гродненской области будет «ловушка расплава активной зоны». Вот о чем речь. Если случается авария, скажем, во время подвижек пластов земной коры, то на любой АЭС моментально останавливается весь процесс — реакции в энергоблоках. Но! При этом еще продолжает выделяться тепло, причем такое, что плавятся металлические конструкции и бетон. Значит, тепло надо «отводить». На новой АЭС в Белоруссии будут специальные ловушки из уникального материала (это российское ноу–хау, поэтому состав никому не раскрывается) — поглотителя энергии, который в процессе самоуничтожается.

Если вдруг на станции отключится электричество и прекратится подача воды, то автоматически задействуются пассивные системы безопасности, работающие в случае ЧП вне зависимости ни от чего и без помощи человека. Например, речь идет и об автоматических системах поглощения водорода. А это исключительно важно! На той же «Фукусиме», когда остановились уже все системы выработки энергии, стал выделяться водород, скапливаться под куполом–крышей АЭС, а потом и взорвался.

А если «боинг» упадет?
Создатели проекта просчитали даже потенциальные удары из космоса. Станция будет сверхнадежно защищена, допустим, от метеоритного дождя. А если враг, террорист, решит направить самолет на АЭС, то, во–первых, ее будет охранять система ПВО, а, во–вторых, купол станции сделают столь мощным, что он выдержит падение «стальной птицы»…

Несколько лет назад на слушаниях в Вене представители общественности, министерств и федеральных земель Австрии задавали много профессиональных вопросов по белорусской АЭС. Где Белоруссия, а где Австрия! Тем не менее представитель экологической службы правительства Верхней Австрии Герхард Лойдль заявил: «Информация, представленная белорусской стороной об АЭС, бездоказательна. Нет никакой ясности в вопросах обращения с отходами топлива АЭС. Неясно, что произойдет в случае падения на защитный корпус реактора пассажирского самолета (это, кстати, не учитывается нигде в мире при строительстве АЭС, а вся надежда на ПВО. — И. М.). Наш вывод: проект не готов. Просим приостановить его реализацию».

Но проект не приостановили, поскольку Белоруссия оперативно предоставила всю дополнительную информацию.

К строительству пока не приступали, но проект готов. Сейчас он проходит разные окончательные согласования со структурами России и ЕС. И вот что касается Европы, то тут явно заинтересованы ставить разные препоны. Больше всего против АЭС шумят Литва и Польша.

В официальном отчете о воздействии Белорусской АЭС на окружающую среду разными европейскими противниками утверждается следующее. Река Вилия (правый приток Немана) будет главным источником обеспечения АЭС водой. Критики AЭС утверждают: станция «окажет отрицательное воздействие» на реку, протекающую через Вильнюс! Но авторы проекта АЭС доказывают: установят столь мощные системы очистки, защиты и охлаждения воды, что в реке ниже станции запросто можно будет купаться без риска для здоровья и по экологии Вилии не нанесут совершенно никакого удара. Однако Министерство окружающей среды Литвы распространило письмо: «Требования международных экологических конвенций не соблюдены!» Между прочим, это вранье.

В ЕС «слежка за станцией» довольно сильно тормозит процесс реализации проекта: все согласования, утверждения и подписания документов — дело муторное, а европейские представители явно не заинтересованы работать оперативно. Вот с Россией проблем куда как меньше, там все согласования не тормозятся попусту, хотя именно этой стране, казалось бы, особенно невыгодно строительство АЭС. Такие вот парадоксы.

В общем, ЕС лает, а караван идет…

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Хватит ли у белорусской АЭС, которая пока еще даже не построена, защиты от прицельного удара из Евросоюза?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика