Россия все более жестко требует передачи ей контроля над ведущими предприятиями белорусского ВПК. И, поторговавшись, Минск, скорее всего, будет вынужден уступить.
20 июня во время участия белорусской делегации в ХVII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме состоялась рабочая встреча первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко с вице-премьером России Аркадием Дворковичем. Согласно официальной версии во время этой встречи был «обсужден ход реализации совместных интеграционных проектов». А также произошел конструктивный обмен мнениями «по другим актуальным вопросам белорусско-российских торгово-экономических отношений».
Эксперты обратили внимание на полное отсутствие (в отличие от прошлых подобных встреч) какой-либо конкретной информации о содержании диалога. Что, по их мнению, может свидетельствовать об отсутствии прогресса в реализации двух наиболее важных интеграционных проектов в рамках Союзного государства — создания автомобильного холдинга в составе Камского и Минского автозаводов, а также альянса Минского завода колесных тягачей (МКЗТ) с одним из российских оборонных предприятий.
Сделать такой вывод позволяют высказывания Семашко по итогам его предыдущей встречи с Дворковичем, прошедшей 18 мая. Из них следовало, что формирование других совместных структур холдингового типа — с участием «Интеграла», «Гродно Азота» и «Пеленга» — продвигается успешно. Что же касается проекта МАЗ — КамАЗ, то пока договорный процесс не завершился. А по МЗКТ вообще «есть различные варианты».
Напомним, что в конце 2012 года Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о реализации нескольких совместных интеграционных проектов, которые должны послужить образцом для последующих альянсов такого рода. Изначально обсуждалось 8-9 проектов, позднее перечень был сокращен до пяти, упомянутых выше.
Однако МКЗТ в этом ряду стоит особняком. Для того чтобы получить контроль над ним, Москва предприняла ряд мер экономического и политического, мягкого и твердого принуждения. Вплоть до угроз лишения белорусских заводов (как иностранных) российских военных заказов.
Последний аргумент оказался решающим, и 11 марта на встрече все тех же Семашко и Дворковича было достигнуто принципиальное согласие о вхождении ОАО «Минский завод колесных тягачей» в альянс с одним из российских предприятий. Но дальше дело до сих пор не пошло. По мнению авторитетных экспертов отрасли, яблоком раздора является принцип объединения.
Белорусская сторона настаивает на вертикальной интеграции с одним из российских производителей ракетных вооружений, что, по ее мнению, обеспечит не только сохранение, но и развитие МЗКТ. Российская же сторона настаивает на горизонтальной интеграции, что, по мнению аналитиков, практически гарантированно приведет к перекачиванию технологического потенциала МЗКТ на российское предприятие-покупателя.
У непосвященного читателя может возникнуть вопрос: почему несоизмеримо более богатая деньгами и человеческими ресурсами Россия так настойчиво добивается доступа к белорусским разработкам в области тяжелых колесных шасси и тягачей? Что ей стоит самой разработать и освоить серийный выпуск подобных машин? Российские НИИ, КБ и заводы создают гораздо более сложные изделия. Например, ракеты, авиационную и космическую технику, оборудование для АЭС и ядерные боеприпасы.
И здесь не обойтись без экскурса в советское прошлое. 1 февраля 1961 года на ракетном полигоне Ванденберг в США состоялся первый запуск высокоточной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Минитмен-1А». Ее технические характеристики позволяли уничтожить советские ракеты прямо в пусковых шахтах, координаты которых заранее были установлены спутниками. Что напрочь лишало Советский Союз возможности нанести ответный удар.
В связи с этим перед руководством страны встала сложнейшая проблема: как защитить свои стратегические силы. Специалисты предлагали два способа: построить еще более защищенные (и, соответственно, более дорогие шахты) или создать мобильные ракетные установки. Военные настаивали на шахтах, потому что для них это было привычней. Этот вариант и стал основным: в обстановке строжайшей секретности по всей стране закладываются сотни подземных шахт и подземных командных пунктов.
И все-таки одновременно было принято решение начать экспериментальные работы по установке МБР на самоходное шасси. Первым в этом ряду стал комплекс межконтинентальной дальности «Темп-2С». В качестве носителя был выбран шестиосный тягач МАЗ-547А, разработанный в СКБ-1 спецпроизводства колесных тягачей Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Шапошника. Именно с этой машины начинается ряд сухопутных ракетоносцев, обеспечивших Советскому Союзу паритет в области стратегических вооружений.
В 1991 году СССР перестал существовать. В это же время от МАЗа отпочковался МЗКТ. Но вскоре лишился большинства военных заказов и вынужден был заняться гражданской тематикой. Казалось, возврата к славным временам не будет.
Однако с середины 90-х годов в России активизировались работы по созданию нового подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М». И, как оказалось, подвижность, а следовательно и высокую живучесть, ему могло обеспечить только белорусское восьмиосное шасси МЗКТ-79221. Причем использованные при разработке МЗКТ-79221 проектные решения позволяют ему нести и гораздо более тяжелые МБР, например многозарядную РС-24 «Ярс», призванную заменить знаменитую «Сатану».
При этом некоторое время назад в военном ведомстве России высказывались сомнения относительно того, стоит ли продолжать развертывание комплексов «Тополь-М» и «Ярс» на шасси, выпускаемом в другом государстве. Тем более в условиях периодического ухудшения отношений между руководством двух стран.
Известно не только о существовании планов налаживания в России собственного производства аналогичных машин. Работы по созданию их конструкций уже несколько лет ведутся на Камском автозаводе. Вопрос, насколько успешно? Как считают ряд ведущих российских экспертов в области вооружений и автомобильной техники, вряд ли целесообразно изобретать велосипед. Ведь вся инфраструктура обеспечения боевого дежурства и применения ПГРК в России «заточена» под технику МЗКТ.
Более того, экстренная смена разработчика и производителя колесных шасси неизбежно приведет к срыву программы оснащения российских войск стратегического назначения новыми ПГРК (такими, например, как «Рубеж»). Что не позволит Москве вовремя получить эффективные средства противодействия американской ПРО.
В данном контексте стоит напомнить, что 6 июня на полигоне Капустин Яр успешно прошел очередной пробный запуск ракеты, создаваемой по проекту «Рубеж». По имеющимся данным, запуск осуществлялся с мобильной пусковой установки, подобной используемым в ракетных комплексах семейства «Тополь-М» и «Ярс».
Согласно различным источникам, «Рубеж» создан на основе одной из последних твердотопливных ракет, спроектированных в Московском институте теплотехники. И, возможно, представляет собой глубокую модернизацию тех же «Тополя-М» или «Ярса». Новая МБР может быть оснащена несколькими головными частями индивидуального наведения. Кроме того, она сможет нести комплекс средств для преодоления ПРО. Предполагают, что в последующем для ракеты «Рубеж» будет создан новый маневрирующий боевой блок.
Исходя из известных тактико-технических характеристик, стартовый вес этой МБР оценивается не менее чем в 60 т. Что предполагает создание новой, более грузоподъемной мобильной пусковой установки, значительно отличающейся от аналогичных машин предыдущих комплексов.
На следующий день после испытательного пуска начальник Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-полковник Владимир Зарудницкий сообщил, что в этом году состоится еще один пуск ракеты «Рубеж». В случае его успешного проведения этот ракетный комплекс будет готов к принятию на вооружение. Первые комплексы «Рубеж» планируется поставить на дежурство уже до конца 2013 года.
Возможно это только в том случае, если техническая подготовка серийного производства всех элементов этого комплекса, включая соответствующее колесное шасси, или завершена, или находится на стадии завершения. Отсюда следует, что единственным поставщиком сухопутного носителя для «Рубежа» может быть только МКЗТ. Чем и объясняется настойчивое желание руководства России взять его под свою «крышу».
Последний из известных вариантов — продажа основного пакета акций МЗКТ госкорпорации «Ростех». По словам главы российской компании Сергея Чемезова, Госкомитет по имуществу Беларуси, которому принадлежит завод, предложил приобрести структурам «Ростеха» 75% минус одна акция МЗКТ. компании.
«Сейчас проводится оценка этих акций. Рассматривается вариант инвестирования в предприятие с российской стороны за счет допэмиссии, то есть деньги от продажи пойдут на развитие самого предприятия. Возможно, переговоры завершатся до конца этого года», — отметил Чемезов.
Как сообщает пресс-служба правительства Беларуси, для оценки рыночной стоимости активов МЗКТ планируется привлечь независимую международную аудиторскую компанию. «Соответствующий вопрос сейчас прорабатывается. С учетом результатов этой оценки стороны продолжат дальнейшие переговоры о создании альянса», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.
Однако, как пишетРБК Daily, сделка может и не состояться, так как оценки белорусской и российской сторон различаются в несколько раз. Причем, покупатель явно намеренно играет на понижение.
Но в принципе расклад таков, что рано или поздно белорусской стороне уступить придется. Вопрос в том, чтобы добиться наиболее приемлемого и для Беларуси, и для МЗКТ варианта интеграции.