Надеждам правительства, что 2013-й будет годом «хороших перспектив и бурного роста» экономики, не суждено сбыться. Первое полугодие полностью перечеркнуло официальные планы на текущий год. Белорусская экономика стагнирует, и пока коренные проблемы, которые вызвали такую ситуацию, не будут устранены, хорошие перспективы на горизонте вряд ли появятся.
Локомотив белорусской экономики — …торговля
Экономический рост в первом полугодии составил 1,4% и отражал в первую очередь математический результат разных статистических показателей, нежели состояние дел в реальном секторе.
Работа промышленных предприятий в текущем году не способствует экономическому росту, а оказывает противоположное влияние. В первом полугодии вклад промышленности в темпы роста ВВП был отрицательным. Тот небольшой экономический рост, который по итогам полугодия показала статистика, был во многом обусловлен работой торговых предприятий. По данным за первое полугодие, вклад розничной торговли в прирост ВВП был самым большим.
И это объективно. На фоне увеличения средней зарплаты, которая в долларовом выражении продолжала бить рекорды в первом полугодии, выросла покупательная способность населения. Как следствие, розничный товарооборот через все каналы реализации в первом полугодии вырос на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Что касается промышленного сектора, то здесь наблюдается противоположная ситуация. Объем промпроизводства в первом полугодии 2013-го по сравнению с аналогичным периодом 2012-го снизился на 4,2%. Причем, если бы административным образом не поддерживались объемы производства промышленных товаров, падение объемов выпуска было бы значительно большим.
Искусственное поддержание объемов промышленного производства четко видно на примере работы белорусского машиностроения в текущем году. Пример — выпуск белорусских тракторов и грузовых автомобилей, более 80% которых традиционно уходит на экспорт.
Несмотря на снижение в январе-мае экспорта тракторов на 24,3%, объем производства названной продукции за аналогичный период снизился только на 5,6%. Такая же ситуация по грузовым автомобилям: экспорт сократился в физическом выражении на 41,2%, а объем производства только на 17%.
Очевидно, что при таком существенном снижении объемов экспорта падение производства должно быть пропорциональным. Ан нет!
Искусственное поддержание объемов производства привело к росту складских запасов. За первое полугодие запасы белорусских предприятий выросли более чем на 9 трлн. рублей или на 40,9%! Правда, отдельно в июне после поручения главы государства разгрузить за лето затоваренные склады, запасы удалось несколько сократить.
Улучшить административным образом финансовое положение белорусских предприятий оказалось сложнее. По состоянию на 1 июня (данные на 1 июля будут доступны в августе) просроченная дебиторская задолженность белорусских предприятий составила 22,57 трлн. рублей и увеличилась с начала года на 31,4%. В указанный период времени также наблюдалось значительное снижение (по сравнению с прошлым годом) рентабельности продаж и чистой прибыли во многих отраслях экономики.
В общем, если подытожить, то результаты первой половины года для реального сектора неутешительны.
Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что было следствием роста складских запасов. Затоваренность складов, в свою очередь, стала следствием снижения внешнего спроса на белорусскую продукцию и административным удержанием объемов производства.
Белорусский экспорт: прогноз негативный
Разумеется, в таких условиях сложно было рассчитывать на бурные темпы экономического роста, запланированные правительством. Учитывая негативные тенденции, которые наблюдались в реальном секторе, рост ВВП на 1,4% в первом полугодии эксперты расценивают как агрегированный показатель, который не отражает реальное состояние экономики.
«Рост на 1,4% — дань чиновничьей корректности и сокрытие реального состояния дел в экономике. По-хорошему нужно было признать, что у нас рецессия и начинать серьезную и глубокую реструктуризацию экономики», — полагает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
По мнению экономиста, падение белорусского экспорта в текущем году обусловлено не только стагнацией в России, но и падением конкурентоспособности отечественной продукции.
«Ухудшение финансовых показателей в реальном секторе в текущем году — следствие, прежде всего, того, что белорусская промышленная продукция теряет конкурентоспособность на российском рынке», — считает Романчук.
Одна из причин, которая приводит к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий — постоянный рост в послекризисные времена удельных издержек на труд. Темпы роста зарплат, судя по статистике, существенно опережают рост производительности труда. Как следствие, у предприятий растут удельные издержки на труд.
«Если принять во внимание, что на российском рынке сбыта белорусская продукция зачастую конкурирует по ценовому фактору, то рост удельных издержек на труд приводит к снижению конкурентоспособности наших товаров на внешнем рынке», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ ИринаТочицкая. Рост зарплат обязательно должен сопровождаться повышением эффективности труда, подчеркивает эксперт.
Еще один урок первой половины года, по мнению эксперта, состоит в том, что необходимо серьезно корректировать производственную политику с учетом ситуации на внешних рынках. Если этого не делать, затоваренность складов и ухудшение финансового положения предприятий будут неизбежными следствиями, полагает Ирина Точицкая.
Во второй половине текущего года, считает эксперт, темпы экономического роста в Беларуси будут несколько выше по сравнению с первой половиной года. Однако связано это будет с более низкой базой прошлого года — в августе 2012-го Беларусь остановила растворительный бизнес, поэтому статпоказатели на фоне второй половины прошлого года могут быть несколько выше.
«Отрицательное влияние отсутствия экспорта растворителей во втором полугодии будет снижаться. Поэтому мы, скорее всего, будем видеть некоторое ускорение темпов экономического роста», — говорит Точицкая. Однако рассчитывать, что по итогам года ВВП вырастет на запланированные правительством 8,5%, нет оснований, уточнила экономист.
Тем более что чрезмерно высокие процентные ставки по рублевым кредитам, к которым страна вернулась в июле, будут оказывать негативное влияние на экономическое развитие.
«В России делается всё для снижения процентных ставок и корректировки курса рубля в нужном направлении, а мы рубль держим и повышаем при этом процентные ставки. Такая ситуация может оказывать негативное влияние на наш экспорт и снижать конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке сбыта», — резюмировала Ирина Точицкая.
Белорусская экономика стагнирует, и пока коренные проблемы, которые вызвали такую ситуацию, не будут устранены, хорошие перспективы на горизонте вряд ли...