3 из 8: экономические прогнозы, утвержденные президентом, не сбываются. 21.by

3 из 8: экономические прогнозы, утвержденные президентом, не сбываются

09.08.2013 15:02 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

110296 Заместители министров экономики Александр Ярошенко и финансов Максим Ермолович объяснили, почему волнуется Михаил Мясникович, предоставив журналистам полугодовой отчет Министерства экономики Республики Беларусь. Напомним, что на днях белорусский премьер-министр раскритиковал госорганы за неэффективную работу по выполнению важнейших параметров социально-экономического развития страны в первом полугодии текущего года.

По итогам шести месяцев 2013 года из 8 важнейших параметров прогноза, утвержденных Указом президента Республики Беларусь Александра Лукашенко от 25 сентября 2012 года № 418, выполнены 3:

- сформировано положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 1,2 % ВВП;
- на 18,5 % уменьшена энергоемкость производства валового внутреннего продукта страны, что в 2,6 раза лучше прогнозного параметра;
- достигнуто увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 20,6 %.

Но...

В условиях сужения основных экспортных рынков с января по май, а также вытеснения наших производителей инвестиционных товаров с традиционных рынков, сегодня в Беларуси наблюдаются сложности с реализацией отечественной продукции за рубежом.

Если говорить о темпе роста валового внутреннего продукта в январе-июне текущего года, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он замедлился.

Ключевые сектора экономики не демонстрируют прогнозируемого роста. ВВП поддерживается торговлей и чистыми налогами на продукты. Стоит отметить, что влияние данных факторов постепенно снижается. Незначительным остается вклад строительства и сельского производства. Отрицательный вклад в прирост ВВП формируется промышленностью и транспортной связью. На фоне ухудшения внешнеторговых позиций отечественных производителей, а также в результате работы по сокращению складских запасов отрицательное влияние промышленности на прирост ВВП усиливается.  

По итогам первого полугодия текущего года установленный прогнозом уровень экономического роста не достигнут ни одним из семи регионов. Снизился объем валового регионального продукта (ВРП) в Минске, Витебской и Могилевской областях. Дальнейшее замедление темпов роста ВРП отмечается во всех регионов. Наибольшее падение отмечено в Минской области.

Почему прирост отсутствует

Исходя из полугодичного отчета, составленного в Министерстве экономики, отсутствие прироста ВРП в Витебской области, в основном, связано с уменьшением объемов оптового товарооборота продукции нефтехимии, в Могилевской – сокращением объема подрядных работ по виду экономической деятельности "Строительство", в Минске - работой промышленного сектора. В результате индекс промышленного производства составил 95,8 % (при прогнозе на 2013 год - 107 %).

Низкая динамика промышленного производства сложилась в результате:

- производства нефтепродуктов (79,7%);
- продукции химической промышленности (74,1%);
- целлюлозно-бумажной промышленности (85,1 %);
- текстильного и швейного производства (97,7 %);
- производства машин машин и оборудования (99,6%);
- транспортных средств и оборудования (99,9%).

Прирост по промышленности формировался производствами пищевых продуктов, электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов и металлургией. Однако он оказался недостаточным и не смог компенсировать сокращение выпуска продукции в нефтепереработке и химии. Невысокие показатели обусловлены, главным образом, внешнеэкономическими условиями и падением спроса на основных рынках сбыта. Ниже уровня 2012 года производство промышленной продукции сложилось в госорганизациях Минпрома, концернов "Беллегпром", "Беллесбумпром" и "Белнефтехим".

"Плохо!" - показывают финансовые показатели

Сегодня по сравнению с январем-маем 2012 года прирост выручки по промышленности от реализации товаров, работ, услуг составил 1,1 %, чистая прибыль снизилась на 48,8 %, рентабельность продаж - с 12,5 % до 8,1 %. Увеличилось количество убыточных организаций (с 227 до 362), а также сумма их чистого убытка (с1,2 до 2,2 триллионов рублей). За первое полугодие 2013-го отмечается снижение уровня рентабельности продаж по сравнению с началом года в госорганизациях Минпрома, концернов "Беллегпром" и "Белгоспищепром".

На ухудшение эффективности хозяйственной деятельности и снижение рентабельности продаж в организациях промышленности существенно повлияли рост затрат на оплату труда, а также увеличение постоянных затрат (амортизации и прочих затрат) из-за отсутствия эффекта масштаба при снижении темпа производства.

За январь-май 2013 года снижение материалоемкости продукции составило 2 %, что, кстати, не позволило в полной мере компенсировать рост постоянных затрат. Рост общих затрат составил 5,6 %. Такая ситуация стала характерной для всех ведомств, исключая Минсельхозпрод и Минстройархитектуры. Снижение материалоемкости продукции в организациях промышленности не позволило компенсировать рост общих затрат в Департаменте фармацевтической промышленности Минздрава и концернах "Беллегпром" и "Беллесбумпром". В Минпроме, а также концернах "Белнефтехим" и "Белгоспищепром" рост материалоемкости продукции усугубил ситуацию с ростом общих затрат на производство продукции.

Молока стало меньше

Если говорить о сельском хозяйстве, темп роста валовой продукции в хозяйствах всех категорий за первое полугодие текущего года составил 101,5 % к соответствующему периоду 2012 года при годовом прогнозе 106,6 %. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских хозяйствах) темп роста валовой продукции сложился на уровне 102,2 %. В общественном секторе республики увеличено по сравнению с аналогичным периодом 2012 года производство яиц на 5,2 %, выращивание крупного рогатого скота - на 0,5 %, выращивание свиней - на 6 %, птицы - на 9,3 %. Реализовано скота и птицы в живом весе на убой с ростом на 9,9 %.

В январе-июне 2013 года сократилось производство молока на 1,1 % по сравнению с таким же отрезком времени в прошлом году. Удой молока от коровы по республике составил 2349 литров, что на 93 литра меньше, чем в том году. Продуктивность дойного стада уменьшили все области. В январе-июне текущего года товарность молока в сельскохозяйственных организациях составила 86,2 % от объема его производства при запланированном уровне 90 %. Отрицательно сказался на производстве молока невысокий процент приплода скота.

Грузооборот транспорта снизился

Грузооборот транспорта за январь-июнь 2013 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 93,1 %.  Наибольшее падение наблюдается по грузообороту железнодорожного (85,1 %) и трубопроводного (96,0 %) транспорта.

Основные причины снижения грузооборота железнодорожного транспорта:

- рост с 1 января 2013 года тарифов на железнодорожные перевозки (произошла переориентация части грузов на другие виды транспорта);
- сокращение предлагаемых к перевозке грузов нефтяной отрасли до 79 %.

Переориентация Россией потока нефти с учетом ввода на полную мощность Балтийской трубопроводной системы БТС-2 стала основной причиной снижения темпов грузооборота трубопроводного транспорта.

Строительство: "стахановцы" только в Минске

В первом полугодии 2013-го в строительстве отмечается ускорение динамики. Тем не менее, темп роста добавленной стоимости по данному виду деятельности вырос до 102,8 % при готовом прогнозе роста 108 %.

Ввод объектов жилищного строительства в январе-июне 2013 года (тыс.кв.метров)

Задание
январь-июнь
2013 г.
Ввод в эксплуатацию
жилья в январе-июне
2013 г.
в % от
задания
Всего по республике3250261980, 6
в том числе
Брестская область55039471, 6
Витебская область30013745, 7
Гомельская область50033366, 6
Гродненская область40034285, 5
г. Минск500529105, 8
Минская область70069399, 0
Могилевская область30019163, 7

Анализируя эти показатели, видим: в январе-июне в эксплуатацию введено 2618,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 80,6 % к установленному заданию на первое полугодие 2013-го или 40,3 % к годовому заданию. Задание не выполнено большинством регионов республики, за исключением города Минска.

Почему уменьшился оптовый товарооборот

Замедление темпов роста оптового товарооборота в целом по республике обусловлено:

- ослаблением в целом позиций Республики Беларусь на внешних рынках;
- прекращением экспорта отдельных видов конъюктурных товаров;
- отрицательной динамикой промышленного производства, в том числе спадом производства нефтепродуктов, продукции химической промышленности;
- снижением мировых цен на калийные удобрения;
- недостаточной конкурентноспособностью товаров, имеющихся на складах промышленных предприятий.

Ниже уровня прошлого года сработало четыре области республики: Витебская - 40,8 %, Гомельская - 85,4 %, Гродненская - 93,9 % и Могилевская - 99,8 %.

Замедление темпов роста оптового оборота характерно для большинства регионов республики, наиболее существенное - в Минске, Минской, Брестской, Гродненской областях.


За январь-июнь текущего года экспорт товаров сократился

Как уже было отмечено, торговля товарами демонстрирует ослабление позиций Беларуси на внешних рынках по сравнению с предыдущим годом.

За январь-июнь 2013-го экспорт товаров сократился к уровню прошлого года на 24 %, или на 6 миллиардов долларов, импорт - на 10,5 %, или на 2,5 миллиарда долларов. Дефицит внешней торговли товарами в этот же период составил 1682,3 миллионов долларов (по торговому балансу), в то время как годом ранее наблюдается профицит в размере 1921 миллион долларов.

Сокращение экспорта отмечается по всем группам товаров, за исключением потребительских продовольственных товаров. Среди основных причин снижения экспорта относительно прошлого года - снижение поставок нефтепродуктов, фактически полное прекращение экспорта отдельных видов конъюктурных товаров.

Существенное сокращение объемов экспорта наблюдается:


по грузовым автомобилямна 41%
по седельным тягачамна 38,7%
по сельскохозяйственной техникена 13,8%
по тракторамна 24,3%

Что будет дальше

1. Попросим транш

Беларусь рассчитывает получить шестой транш на 440 миллионов долларов кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в ноябре текущего года.

- По плану, мы должны завершить программу по итогам девяти месяцев, после этого последует анализ экспертов АКФ, экспертный совет, заседание совета фонда, - рассказывает заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович. - Не хочу прогнозировать, как будут развиваться события. По сути, мы должны привлечь транш в текущем году, это ориентировочно ноябрь, если не затянутся опять у нас переговоры с Антикризисным фондом.

В начале июня 2011 года Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС года одобрил выделение Беларуси финансового кредита в объеме 3 миллиарда долларов. Кредит выделяется шестью траншами в течение 2011-2013 годов в соответствии с выполнением этапов Стабилизационной программы правительства Беларуси, нацеленной на стабилизацию платежного баланса и повышение конкурентоспособности экономики. Финансовые условия кредита соответствуют стандартным условиям АКФ для государств - участников со средним уровнем доходов. Кредит предоставлен сроком на 10 лет, включая трехлетний льготный период, и несет плавающую процентную ставку, отражающую цену фондирования России на международных рынках.

С учетом пятого транша в целом стране перечислено 2 миллиарда 560 миллионов долларов от средств указанного кредита на цели поддержания платежного баланса и пополнения международных резервов. При этом о новой кредитной программе с АКФ ЕврАзЭС речь пока не идет.

2. Введем кратное увеличение налога на неиспользуемое имущество

- Такая идея рассматривается в проекте изменений в Налоговый кодекс на 2014 год, - сказал замминистра. - Мы предлагаем значительное - кратное - увеличение ставок налогов на неиспользуемое имущество.

В Минфине полагают, что такая мера подхлестнет эти организации самостоятельно вовлекать неиспользуемое имущество в хозяйственный оборот либо продавать его.

- На активизацию этой деятельности со стороны государственных и бюджетных организаций, местных органов власти мы рассчитываем для того, чтобы получить, в том числе, дополнительные доходы в бюджет. Также реализация данной меры позволит развивать малый бизнес и создавать необходимую для него материально-техническую базу.

3. Начнем занимать на внутреннем рынке


Министерство финансов Беларуси планирует в II полугодии занимать на внутреннем рынке, а не на внешнем, разместив на внутреннем гособлигации на общую сумму максимально примерно 500 миллионов долларов.

- В первом полугодии мы практически шли по пути рефинансирования своих обязательств, не пользовались золотовалютными резервами, чтобы рассчитаться по долгам. Примерно то же собираемся делать во втором полугодии: рефинансироваться за счет внутреннего выпуска валютных облигаций и за счет привлечения плановых финансовых кредитов из-за рубежа.

Надо отметить, что несмотря на заметном отставании по плану в первом полугодии, Министерство экономики Беларуси рассчитывает в 2013 году перевыполнить задание по привлечению прямых иностранных инвестиций.

- Мы ожидаем, что на конец года наш показатель будет не просто выполнен, но даже перевыполнен, - сказал Александр Ярошенко.

В текущем году министерство планирует привлечь около 2 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций...

- Для этого есть определенные предпосылки, отметил замминистра. - В частности, у нас есть несколько серьезных инвесторов, которые прочно вошли в нашу экономику и продолжают осуществлять инвестирование, - пояснил он. Одним из таких предприятий является австрийское деревообрабатывающее предприятие "Кроноспан". Это крупный игрок в области деревообработки, сейчас прорабатывается вопрос по его входу в могилевскую свободную экономическую зону, - рассказал Александр Ярошенко. - Предприятие расширяет географию своего присутствия в Беларуси, в его планах инвестировать около 1 миллиарда долларов в ряд производств в стране.

Привлечение прямых иностранных инвестиций позволяет внедрять в республике новые технологии, открывает новые гарантированные рынки сбыта. По словам замминистра, как правило, инвестор приходит в страну, просчитывая рынки. А с учетом Единого экономического пространства это огромные рынки сбыта - Россия, Казахстан и другие страны. Кроме того, развивается менеджмент. Получается, что привлечение прямых иностранных инвестиций - это не просто часть продажи нашей собственности или вход инвестора на нашу территорию. Это рабочие места и заработная плата.

Мария Войтович, OPEN.BY
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Полугодовой отчет, составленный в Министерстве экономики Беларуси, объяснил, почему волнуется Михаил Мясникович. На днях премьер-министр подверг критике...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика