В середине августа исполнилось 500 дней с тех пор, как в стране были пересмотрены подходы к приватизации. За истекшее время мы не увидели ни одной приватизационной сделки, и это весьма показательно. Тем не менее, планы правительства на этот счет весьма амбициозны. По данным БелаПАН, экономические власти намерены привлечь в будущем году за счет продажи госсобственности 4 млрд. долларов.
Новый приватизационный план
Беларусь в последние годы ставит высокие задачи по привлечению средств от приватизации. Официальный прогноз на 2012 год предполагал, что в страну поступит 3,7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, в том числе за счет приватизации — 2,5 млрд. долларов. Задача на 2013-й год еще более высокая — привлечь 4,5 млрд. долларов, в том числе 2,5 млрд. долларов от приватизации.
Надо сказать, что пока приватизационный результат почти нулевой: в этом году сделок по продаже госпредприятий пока заключено не было, а в начале прошлого года государство продало лишь один актив, да и то небольшой.
Тем не менее, на 2014-й год власти собирается утвердить еще более высокое задание по привлечению средств от приватизации. По информации БелаПАН, в будущем году правительство планируют привлечь 6,7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, в том числе 4 млрд. долларов — за счет приватизации.
По имеющимся данным, такую задачу экономические власти на будущий год поставили, оценив потребности страны во внешнем финансировании. Выставлять на продажу предлагается активы, которые используют в производстве импортное сырье.
Планы, надо сказать, амбициозные. Стоит ли ждать в будущем году приватизационного бума? По мнению экспертов, бума ждать не стоит, а поступление миллиардов долларов инвестиций теоретически возможно в случае заключения крупных сделок.
«Вряд ли нас ждет приватизационный бум. Возможно, в будущем году могут состояться отдельные сделки, выражающиеся в продаже крупных активов стратегическому инвестору», — полагает заместитель директора инвестиционной компании «Юнитер» Максим Кохов.
По мнению эксперта, последние события в калийной отрасли (выход «Уралкалия» из состава Белорусской калийной компании) могут активизировать желание белорусской стороны разделить сбытовые риски с одним из партнеров. «С точки зрения сбыта эта выглядело бы вполне логично», — считает Кохов.
В случае продажи акций «Беларуськалия» задание по привлечению инвестиций в будущем году может быть даже перевыполнено, уточняет он.
«Цена данного предприятия (30-32 млрд. долларов. — БелаПАН.) уже неоднократно декларировалась, и в том случае, если сделка по продаже акций состоится, ее сумма наверняка превысит 4 млрд. долларов», — говорит Максим Кохов.
Что касается предприятий, которые «сидят» преимущественно на импортном сырье (именно такие активы правительство в первую очередь собирается предлагать в будущем году инвесторам), то речь может идти о предприятиях нефтехимического комплекса. Правда, камнем преткновения при обсуждении таких сделок ранее выступала цена.
Потенциальные инвесторы: who is who
Географическое происхождение потенциальных инвесторов, которые могут купить белорусские активы, угадать несложно. В настоящее время Россия увязывает поставки нефти и предоставление финансовых ресурсов нашей стране с реализацией совместных (читай — приватизационных) проектов в реальном секторе Беларуси. Поэтому, очевидно, что именно из Москвы могут прилететь потенциальные инвесторы.
К тому же, считают эксперты, законопроект о приватизации, который фактически реанимирует «золотую акцию» и может быть принят парламентом осенью, окончательно охладит интерес европейских инвесторов к покупке белорусских госпредприятий.
«Что касается нероссийских инвесторов, то для них приватизационные сделки в Беларуси не будут иметь высокой привлекательности», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
По мнению экономиста, те активы, которые сегодня может предложить белорусская сторона, могут быть интересны российским инвесторам, и с этой точки зрения возврат во времена «золотой акции» мало что меняет.
Схожей точки зрения придерживаются и другие эксперты.
«На крупные белорусские активы могут претендовать инвесторы либо из России, либо из стран Персидского залива, либо из Китая или Индии. То есть, скорее всего, инвесторы будут из тех стран, с которыми у нас дружеские политические отношения, поэтому изменения в законодательстве о приватизации вряд ли окажут существенное влияние на эту группу инвесторов», — говорит Максим Кохов.
500 дней без приватизации
Несмотря на амбициозные планы по приватизации на 2014 год, пока этот процесс в буквальном смысле заморожен. С начала 2012 года в стране не было заключено ни одной (!) приватизационной сделки.
Напомним, что до весны 2012 года в Беларуси действовал приватизационный список предприятий, которые государство планировало продать. В том списке активы были сравнительно небольшие и постепенно (в ходе аукционов и конкурсов) что-то продавалось, а что-то нет.
В начале 2012 года правительство (для выполнения соответствующих обязательств перед кредитором — Антикризисным фондом ЕврАзЭС) готовило новый приватизационный список предприятий, продажа которых позволила бы привлечь в страну 2,5 млрд. долларов.
Однако 30 марта 2012 года Александр Лукашенко заявил, что приватизационные списки не нужны, и после этого все перечни предприятий, которые подготовило правительство на продажу, были отправлены в корзину.
«Я против этих списков предприятий. Я с точки зрения людей подхожу. Это породит ненужную вакханалию и волокиту», — заявил Лукашенко в конце марта 2012 года. При этом он подчеркнул: любое предприятие может быть приватизировано.
С тех пор стал действовать подход, что не государство инициирует приватизационные сделки (включая предприятия в списки для приватизации), а инвестор (направляя соответствующие предложения в госорганы). Однако после пересмотра подходов к приватизации (а прошло уже 500 дней) в Беларуси не было заключено ни одной приватизационной сделки.
Последняя продажа акций госпредприятия (Оршанского авиаремонтного завода украинской компании «Мотор Сич») состоялась в начале 2012-го, когда еще действовали приватизационные списки.
Отсутствие приватизационной активности можно объяснить нежеланием государства продавать госактивы. С другой стороны, после показательных процессов с участием кондитерских фабрик, которые фактически были возвращены в лоно государства, потенциальные инвесторы, говорят, стали сильно опасаться огосударствления других предприятиях. Как результат, приватизационный процесс был заморожен.
Тем не менее, считают эксперты, в будущем году возможны какие-то подвижки в этом направлении. Российской стороне, похоже, уже надоели завтраки, которыми Москву кормит Минск, когда дело доходит до реализации белорусско-российских проектов в реальном секторе экономики.
В настоящее время Россия жестко увязывает объемы поставок нефти с прогрессом по созданию совместных проектов в промышленной сфере. Кроме этого, реализация интеграционных (читай — приватизационных) проектов является одним из условий выделения новых льготных кредитов Беларуси.
Так что отдельные крупные сделки в реальном секторе возможны, но вряд ли стоит ждать приватизационного бума — лозунг «нет обвальной приватизации» никто не отменял.