Размахнись, коса, или Высококлассная топорная работа
20.08.2013
—
Новости Экономики
|
![]() Если импортозамещающая продукция будет одновременно экспортно ориентированной и превосходить по качеству зарубежные аналоги, отечественная экономика сможет устойчиво развиваться С одной стороны, импортозамещение является одним из способов экономии валюты, развития собственной экономики да и имиджа страны в целом. С другой стороны, еще более выгодно расширение экспорта – а он для «той стороны» оказывается все тем же импортом. Всегда ли оправданна опора исключительно на собственные силы, пыталась разобраться «Народная газета». Результативные уКОСЫ Пять лет назад участников проводимого в Гомеле расширенного заседания коллегии Комитета госконтроля ждала у зала заседания в общественно-культурном центре весьма любопытная выставка. На ней были представлены изготовленный в России топор (в ту пору он стоил 25 тысяч рублей — 12,5 доллара), скалка из ФРГ для раскатки теста по такой же цене, польская ручка для молотка... “Это что, компьютер, который трудно собрать у нас в стране, — ставил резонный вопрос руководитель КГК. — Речь идет о выпуске простейших потребительских товаров, о бытовых мелочах. Но ведь наша жизнь начинается с мелочей, а в итоге — копейка к копейке — образуются огромные суммы валюты, нерационально израсходованной для закупки аналогичной продукции за пределами страны”. Сегодня, пятилетку спустя, ситуация совершенно другая. Недавно столичный мэр побывал на Минском подшипниковом заводе, где ему продемонстрировали образцы этой продукции — не имеющей подшипников, но оттого не менее востребованной. Дело в том, что сейчас в Минске для выпуска топоров задействованы две производственные площадки. На МПЗ производят три вида плотницкого инструмента, а МТЗ помимо тракторов изготавливает топоры-колуны. Специалисты обоих предприятий работают над улучшением потребительских качеств этой продукции, а на Минском инструментальном заводе и в холдинге “Белстанкоинструмент” задумано организовать производство ручных кос. Первые образцы продукции здесь обещают представить потребителю уже в сентябре. Кто засТОПОРил процесс? “В текущей пятилетке для правительства и всей вертикали власти задача номер один — это выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, — подчеркнул Президент Александр Лукашенко на проведенном два года назад для руководителей госорганов семинаре. — Импортозамещение как условие не только экономии валютных средств, но и наращивания экспорта является инструментом достижения главной цели и важнейшим элементом экономической политики. Оно необходимо, особенно для нашей страны, которая не обладает богатыми природными ресурсами”. И все же говорить, что проблема импортозамещения хотя бы на “топорном” уровне решена, увы, не приходится. “Сейчас на МПЗ выпускают 40 тысяч топоров в год, а надо выпускать 400 тысяч, — говорит председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. — И продавать эту продукцию в Россию, Украину. Необходимо зарабатывать!” С последним утверждением поспорить сложно, но вот решение этой задачи изрядной частью белорусского директората выглядит более чем спорным. Например, выпускаемый МПЗ универсальный топор, пригодный для столярных и хозяйственных работ, а также в условиях туристических походов, в прошлом году для зарубежных покупателей подорожал практически вдвое — со 182 до 380 российских рублей, сегодня это 11,5 доллара. Как рассказал “Народной газете” руководитель одной из оптовых фирм, ныне при оптовой покупке топоры МПЗ обходятся в 130—150 тысяч белорусских рублей за штуку — то есть в 15—17 долларов. Зато у частных структур не ограничены ни ценовой диапазон, ни широта ассортимента. За различные топоры от канадской Canadian Camper в Беларуси просят от 270 до 430 тысяч рублей, а знаменитые финские Fiskars идут от 475 тысяч до миллиона рублей и выше. И идут, похоже, активно: некоторых модификаций, причем не самых дешевых, в данный момент в наличии нет, их предлагается заказывать заранее. Странный расчет Не на эти ли заманчивые цены ориентируются и отечественные производители, перманентно поднимающие цены на свою продукцию? Конечно, любому по душе продать свой товар подороже, но этот процесс не может продолжаться бесконечно: уже сегодня в России местный аналог белорусского универсального топора стоит 185 российских рублей, украинский — 164, а китайский — 154. Белорусский же, повторим, подорожал до 380 рублей. В расчете на то, что вдруг у российских оптовиков нет доступа к интернету? Увы, расчет неверный, а результат — вполне предсказуемый. “Пластмассовое ведро — из России, молоток — или китайский, или польский, грабли — румынские, — негодовал премьер-министр Михаил Мясникович этим летом, проводя совещание в Мингорисполкоме. — Такие мощные станкозаводы, а кронштейны для того, чтобы крепить микроволновку к стене, — испанские”. Спустя месяц после того совещания журналист “НГ” изучил ассортимент одного из промтоварных магазинов, расположенного неподалеку от проходной МТЗ. Оказалось, что импортный воз и ныне там: производимые тракторным заводом товары народного потребления здесь либо отсутствовали вовсе, либо были растворены в обилии зарубежного ширпотреба. И даже белорусские сувениры оказались... китайскими. “Даже зубочистки у нас завозятся из Польши, — подтверждает экономист Георгий Гриц. — А ведь их производство или выпуск скрепок, наверное, можно организовать на малых или средних предприятиях. Тем более что именно рационализация импорта с точки зрения импортозамещения является потенциалом для уменьшения отрицательного сальдо, притом даже не в среднесрочной, а уже в краткосрочной перспективе”.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если импортозамещающая продукция будет одновременно экспортно ориентированной и превосходить по качеству зарубежные аналоги, отечественная экономика сможет... |
|