Белорусско-российский конфликт на калийной почве продолжает круто развиваться. Официальный Минск не только не торопится с «немедленным» освобождением гендиректора «Уралкалия», как того требует Кремль, но пытается посадить за решетку и других российских фигурантов калийного дела. Чем ответит Москва? Последуют ли со стороны России экономические санкции в отношении Беларуси?
Неучтенный форс-мажор
Определенно можно сказать одно: конфликт с Россией никак не вписывается в планы экономических властей Беларуси.
При подготовке прогноза на будущий год экономические ведомства Беларуси закладывали в документ оптимистические ожидания. В частности, предполагалось, что в основе экономического роста в будущем году будет значительное увеличение экспорта, в основном за счет российского рынка.
Концепция прогноза социально-экономического развития на будущий год предусматривает рост экспорт на 11,4% или почти на 5 млрд. долларов. В том числе 3,2 млрд. долларов экономические власти планировали получить за счет увеличения экспорта в Россию.
Второе важное ожидания официального Минска на будущий год — импорт из России нефти в объеме 23 млн. тонн. Учитывая, что нефтянка играет определяющую роль в белорусской экономике, получение углеводородного сырья в необходимых объемах имеет большое для страны значение.
Еще одно важное допущение, которое экономические ведомства закладывали при прогнозировании будущего года — увеличение объема экспорта калийных удобрений и постепенный рост цен на данную продукцию. Предполагалось, что в будущем году Беларусь сможет увеличить экспорт калия примерно на 5%.
Вместе с тем, конфликт с Россией, который продолжает набирать обороты, похож на форс-мажор, неучтенный экономическими ведомствами при подготовке прогноза развития страны. Разборки с Москвой могут серьезнейшим образом повлиять как на планы официального Минска в текущем году, так и на возможности белорусской экономики в 2014-м.
Цена российских санкций
По мнению белорусских экономистов, нынешний конфликт с Россией может иметь двоякие последствия для Беларуси.
«Во-первых, возможны потери в калийной сфере, вызванные снижением цены и падением объемов продаж удобрений. Во-вторых, не исключены санкции со стороны России. Все эти последствия, если они будут иметь место, приведут к снижению валютной выручки Беларуси», — полагает финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Беларуси Вадим Иосуб.
К настоящему времени российские власти уже намекнули официальному Минску на возможные санкции.
В частности, на встрече вице-премьеров России и Беларуси Аркадия Дворковича и Владимира Семашко 5 сентября в Москве представитель Белого дома в лицо повторил посланцу Минска те меры, на которые может пойти российская сторона, если ситуация с арестом гендиректора «Уралкалия» будет оставаться «неприемлемой». В том числе Дворкович подтвердил намерение существенно ограничить поставки нефти — с ожидаемых Беларусью 23 млн. тонн до 18,5 млн. тонн по итогам года.
Кроме того, у Роспотребнадзора и Министерства сельского хозяйства России остаются претензии к белорусским молочным продуктам. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенкопообещал в ближайшие дни принять решение, «закрывать» ли Беларусь.
На минувшей неделе российская сторона вдруг вспомнила об африканской чуме свиней в Беларуси и ввела запрет на ввоз этих животных (также введен временный запрет на ввоз в Россию белорусских продуктов из свинины).
Очень важный вопрос — будет ли Россия в пакет мер по давлению на Беларусь включать молочную продукцию, считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. Экономист напоминает, что в прошлом году экспорт белорусских молочных продуктов в Россию составил 1,35 млрд. долларов, а в текущем году мог бы достичь 2 млрд. долларов.
«В целом, если суммировать возможные потери Беларуси до конца текущего года по калию, нефти, молоку и свинине, они могут составить 700-900 млн. долларов», — полагает Романчук.
Что касается будущего года, то многое будет зависеть от того, чем все-таки закончится конфликт.
«В случае, если Россия спустит на тормозах риторику об ответных санкциях, а «Беларуськалию» удастся найти возможности для увеличения продаж, глобального влияния сегодняшних событий экономика страны не почувствует», — считает Вадим Иосуб.
Обратная ситуация, продолжает эксперт, если Россия от заявлений о санкциях перейдет к конкретным действиям.
«Если не получится увеличить продажи калия и при этом будут введены российские санкции, прогнозные показатели социально-экономического развития нужно будет пересматривать в сторону уменьшения, либо оставить их, как у нас часто бывает, неизменными, но далекими от реальности», — говорит Иосуб.
Главный показатель, на который будет влиять исход белорусских баталий с Россией — это дефицит платежного баланса.
По расчетам экономических властей Беларуси, в будущем году дефицита может вообще не быть (точнее, он составит менее 100 млн. долларов), если будут привлечены в запланированном объеме прямые иностранные инвестиции (речь идет о 6,7 млрд. долларов, в том числе о 4 млрд. долларов за счет приватизации).
Однако если инвестиции не поступят в запланированном объеме (а такое, учитывая, что приватизационный процесс в стране заморожен, вполне возможно), экономические власти оценивают дефицит платежного баланса в 5,1 млрд. долларов. Если между Минском и Москвой будут натянутые отношения, размер этого дефицита может еще больше увеличиться.