Когда взятки не гладки. 21.by

Когда взятки не гладки

22.11.2013 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Таможня остается зоной риска, а борьба с коррупцией главным вопросом

Мнение о таможне как о последовательном страже экономических интересов государства превалирует. Не без оснований. Вместе с тем таможня — это люди. В большинстве — совестливые и чрезвычайно ответственные. В отдельных ситуациях — идущие на поводу человеческих соблазнов и желания иметь «приварок» к жалованью, образно говоря, не отходя от шлагбаума. Недавние «громкие» дела, связанные с так называемым теневым «ложным транзитом» автомобилей и материальных ценностей через западные рубежи нашей страны и уклонением от уплаты таможенных пошлин, тому подтверждение. Среди членов преступной группы оказались и сотрудники таможенных органов. Что говорит о том, что таможенная территория может быть местом доходным и борьба с коррупционными проявлениями на ней еще долго будет вопросом актуальным. Это мнение разделяет и собеседник «Р» — начальник Гомельской таможни Феликс ЯШКОВ (на снимке).

— К счастью, в нашем коллективе таких нелицеприятных фактов не случалось уже лет восемь (стучит по дереву). Безусловно, коррупция — зло, и мы стараемся многое делать, чтобы противостоять любым ее проявлениям в нашей среде. Однако и прежде, и сейчас находятся структуры, отдельные граждане, желающие во что бы то ни стало побыстрее пересечь таможенную границу, обойдя требования закона, договорившись с сотрудниками таможни. Иными словами, путем подкупа должностных лиц таможни, пытающихся «подстроить» ее под себя… Призову в помощь статистику: в этом году Гомельская таможня сохраняет лидерство по количеству пресеченных фактов дачи взяток: за 10 месяцев здесь зарегистрировано 123 таких случая. Больше только у брестчан — 197. По каждому такому прецеденту у нас выработан четкий отлаженный алгоритм действий: все обстоятельства незаконного вознаграждения расследует служба собственной безопасности, хорошо взаимодействуют с таможенными структурами в этом деле сотрудники милиции.

— Если не трудно, приведите один из последних примеров.

— Уголовное дело за покушение на дачу взятки сотруднику таможни возбуждено недавно в отношении нашей соотечественницы, пытавшейся незаконно ввезти по железной дороге через РПТО «Тереховка» 12 женских курток. Поскольку заявленная в декларации партия одежды не была признана товаром для личного пользования, в ее пропуске через границу было отказано. Женщина решила вернуться в Украину. Однако в этот же день в другом поезде сообщением Мариуполь—Барановичи она совершила новую попытку ввезти товар. Предложение сотрудника таможни оформить декларацию гражданка отклонила, заявив, что не ввозит то, что нужно декларировать. Однако в ходе осмотра багажа в нем обнаружились женские куртки. Для подготовки материала об административном правонарушении женщине предложили выйти из поезда. Пытаясь изменить ситуацию, пассажирка улучила момент и вложила в карман сотруднику таможни 100 гривен. Эти действия были расценены как попытка дачи взятки должностному лицу, о чем было сообщено в Гомельский ОВД на транспорте. Точку скоро поставит суд.

Фигурантом расследования в конце октября стал и гражданин Молдовы. Чтобы ускорить процесс таможенного оформления в пункте пропуска «Новая Гута», гость из зарубежья передал инспектору таможни паспорт, в который была вложена купюра — 500 рублей Банка России.

— Феликс Валентинович, кстати, пытались ли в Гомельской таможне создать своеобразный «национальный портрет» взяткодателей?

— По гражданству и национальному признаку мы подконтрольных лиц не разделяем. Для нас более важны сам факт незаконного деяния и его последствия. В целом же структура транспортных потоков через пункты пропуска нашей области такова, что по вполне понятной причине — соседства стран — чаще всего здесь пересекают границу, проходя необходимые таможенные процедуры, граждане Украины, России, Молдовы и Беларуси. Понятно, что именно они чаще фигурируют в материалах, касающихся незаконных вознаграждений должностным лицам таможенных структур. Приведу несколько цифр. Во время сезонных пиков через пограничные пункты пропуска на территории Гомельщины еженедельно проходит в среднем до 4 тысяч грузовиков, около 18 тысяч легковых автомобилей и 700—800 автобусов. Только через РПТО «Новая Гута», рассчитанный на пропуск 1640 транспортных средств в сутки, в пиковые дни проходит до 7 тысяч единиц транспорта. В итоге за 10 минут сотрудник таможни, не нарушая инструкции, должен проверить и оформить вместо одной автомашины втрое больше. И при таких колоссальных нагрузках нашим кадрам нужно сохранять самообладание, чтобы устоять перед соблазном и поддерживать свой физический тонус.

— Почему, на ваш взгляд, подчас, когда имеется в наличии явный состав преступления со стороны предлагавших взятку таможеннику, а в ряде случаев ее признает и сам взяткодатель, многие такие дела «глохнут» еще на этапе досудебного разбирательства? Так, из 32 таких случаев в январе—октябре текущего года в 29 правоохранители впоследствии не усмотрели подоплеки для уголовного преследования граждан…

— Во-первых, существует большая сложность как в фиксации самого момента вручения незаконного вознаграждения сотруднику таможни, так и в даче правовой оценки деяниям, которые инкриминируются взяткодателям. В большинстве случаев при обнаружении денег в паспорте и других товарно-сопроводительных документах, что мы однозначно расцениваем как попытку дать взятку сотруднику таможни, подконтрольные лица ссылаются на банальную забывчивость. В отдельных случаях оформляют явку с повинной, что также является основанием для освобождения взяткодателя от уголовной ответственности. Но даже в этом случае для совершившего попытку подкупа не все завершается легким испугом. Снятие отпечатков пальцев, занесение данных подозреваемого в преступлении в Единую базу учета правоохранительных органов и совершение других процессуальных процедур усложняет жизнь и надолго отбивает охоту вновь предлагать взятку.

— Но и граждане, столкнувшись с принципиальностью инспектора таможни, подчас доставляют им неприятности, пуская в ход клевету и оговор таможенников…

— Такие не в силах понять, что жесткие правила, действующие в пунктах пропуска, не «отсебятина» конкретных таможенников, а, в первую очередь, требования международных нормативно-правовых актов, в частности соглашения о порядке перемещения товаров для личного пользования физическими лицами. Поэтому предложение растаможить товар или вернуться с ним на территорию, с которой он ввозился, у таких лиц вызывает негативную реакцию. Для достижения своих целей они порой прибегают к психологическому давлению и шантажу. Буквально летом этого года такой шаг предпринял житель горпоселка Октябрьский, пересекавший границу в пункте пропуска «Александровка» Гомельской таможни с пятью единицами электронных весов. Сотрудник таможни не принял доводы мужчины, что измерительные приборы ввозятся для себя и соседей, предложив уплатить таможенные платежи за ввоз коммерческого товара. Вернувшись в Украину, гражданин вскоре, правда, уже без товара, снова прибыл в РПТО и оставил в книге замечаний и предложений запись о том, что за содействие в беспрепятственном ввозе весов инспектор таможни требовал у него 50 долларов США. В ходе всесторонней проверки факт вымогательства не нашел подтверждения. За распространение заведомо ложных измышлений Наровлянским райотделом СК республики в отношении клеветника возбуждено уголовное дело. Как здесь не вспомнить народную мудрость: не рой яму другому.

— Вы работаете в таможенных органах уже восемнадцать лет. На взгляд профессионала, что необходимо, чтобы предложение взятки на границе стало для людей, ее пересекающих, негласным табу?

— Я сторонник мнения: в каждом человеке нужно формировать высокий уровень правосознания. Что касается информационных ресурсов, наглядности, то их в пунктах пропуска достаточно, чтобы отвратить подконтрольных и должностных лиц таможни от совершения неблаговидных поступков. Последнее «изобретение» в этом плане — создание видеоматериалов антикоррупционной направленности, в этом деле наш коллектив сыграл не последнюю роль. Сейчас такой ролик периодически транслируется на мониторах в пунктах пропуска и местах таможенного оформления грузов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Феликс Яшков: Борьба с коррупцией на таможне — вопрос №1
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика