Минский завод колесных тягачей будет интегрирован в структуру оборонно-промышленного комплекса России. Этот вопрос обсуждался 17 декабря на заседании президиума Совета министров Беларуси. Можно предположить, что российская сторона, долго добивавшаяся контроля над стратегическим предприятием белорусской оборонки, добилась своей цели или, по крайней мере, подошла к ней максимально близко.
Как сообщил на заседании президиума правительства первый вице-премьер Владимир Семашко, достигнута договоренность о продаже в 2014 году пакета акций ОАО «Минский завод колесных тягачей» российскому инвестору.
По словам Семашко, продажа состоится по результатам проведения дополнительной эмиссии акций, размещаемых по рыночной стоимости, с направлением полученных средств на модернизацию и техническое переоснащение завода.
«Сторонами определен порядок развития перспективного модельного ряда двух предприятий, совместного создания нового поколения гидромеханических трансмиссий с финансированием данного проекта за счет средств бюджета Союзного государства», — отметил первый вице-премьер.
Когда говорят об интересе российского бизнеса в Беларуси, то чаще всего упоминают нефтеперерабатывающие заводы и предприятия химической промышленности. Однако в разряд «фамильного серебра» следует отнести и Минский завод колесных тягачей — стратегически важное предприятие для российской армии. В первую очередь, для ракетных войск.
Дело в том, что еще с 60-х годов прошлого века советские, а затем и российские мобильные ракетные пусковые комплексы базировались именно на шасси МЗКТ, так как минский завод в свое время был выбран в качестве экспериментального, а затем и основного разработчика такого вида техники для армии.
Конечно, Россия могла бы наладить собственное производство необходимой для армии спецтехники. Но в случае шасси под подвижные стратегические или оперативно-тактические ракетные комплексы разработка и строительство с нуля нового производства, а также адаптация инфраструктуры, заточенной под шасси МЗКТ, выглядит неперспективно на фоне возможности взять под свой контроль уже готовое предприятие с богатой конструкторской базой и огромным практическим опытом.
Вице-премьер Владимир Семашко, докладывая на президиуме Совмина о договоренностях относительно МЗКТ, не назвал ни долю акций, которая отойдет российскому инвестору, ни самого российского инвестора.
Исходя из последних сводок с переговорных фронтов, можно предположить, что речь идет о госкорпорации «Ростех». Ранее глава российской компании Сергей Чемезовзаявлял, что Госкомитет по имуществу Беларуси предложил приобрести структурам «Ростеха» 75% минус одна акция МЗКТ.
«Сейчас проводится оценка этих акций. Рассматривается вариант инвестирования в предприятие с российской стороны за счет допэмиссии, то есть деньги от продажи пойдут на развитие самого предприятия. Возможно, переговоры завершатся до конца этого года», — говорил Чемезов.
Вероятно, непосредственное управление акциями МЗКТ будет осуществлять Камский автомобильный завод, входящий в структуру «Ростеха». По крайней мере, раньше такой вариант обсуждался, хотя белорусская сторона была против, так как больше перспектив для своего завода видела в вертикальной интеграции. То есть с теми предприятиями, которые сегодня являются вместе с МЗКТ звеньями одной производственной цепи.
В частности, в Минске наиболее приемлемыми партнерами для создания СП видели корпорацию «Московский институт теплотехники», которая специализируется на разработке межконтинентальных баллистических ракет различного назначения, НПО «Сплав», выпускающее реактивные системы залпового огня, или концерн «Антей-Антей», где изготавливают зенитные ракетные комплексы и системы.
Хотя на самом МЗКТ корреспонденту БелаПАН заявили, что проанонсированные вице-премьером договоренности об интеграции минского завода в российскую оборонную промышленность, мягко сказать, несколько поспешные. Документальных договоренностей пока нет, есть только поручение правительства подготовить необходимые документы.
«Белорусская сторона вновь продекларировала намерения. Правительство заявляет, но принимает решения по всем крупным объектам президент. И мы не знаем, какое решение он примет», — отметила в комментарии для БелаПАН экономист Татьяна Манёнок.
Она напомнила, что некоторым белорусско-российским проектам, например, по объединению МАЗа и КамАЗа, уже три года.
«Правительство якобы занимается реализацией, в кулуарах обсуждаются проекты, но белорусский президент говорит о том, что никакой продажи не будет, что это абсолютно невыгодная вещь, потому что российские компании не настроены инвестировать в развитие наших предприятий», — отметила Маненок.
Совсем недавно, 6 декабря, Александр Лукашенко еще раз заявил о том, что он против продажи МЗКТ иностранному инвестору.
«Действительно, мы очень много сделали для этого завода, и я хотел бы, чтобы он процветал. Но меня удивляет то рвение, с которым сегодня — не знаю, завод или правительство — хотят его продать. Я, конечно, категорически против этого», — сказал белорусский руководитель.
Относительно вопроса продажи россиянам МЗКТ необходимо также учитывать уникальность и незаменимость этого предприятия для российской оборонки. А это дополнительный козырь в руках переговорщиков с белорусской стороны, и этот козырь может использоваться для достижения более важных для официального Минска целей. Например, при переговорах о нефтяном балансе
Татьяна Манёнок напомнила, что в этом году впервые поставки нефти в Беларусь «были негласным образом завязаны на успешную реализацию крупных проектов».
«Недавно при обсуждении объемов поставок нефти на будущий год Российская Федерация напомнила о реализации пяти интеграционных проектов, в достаточно жесткой форме было сказано, что объемы этих поставок будут зависеть от того, насколько успешно будут эти проекты реализованы», — сказала собеседница БелаПАН.
В связи с этим, Татьяна Манёнок считает заявления белорусского правительства декларациями: «Правительство еще раз вчера обсуждало данные проекты, ну и все услышали то, что надо было услышать: продекларировано, что проекты будут реализованы в начале следующего года».
Однако эксперт не исключает, что часть из пяти обсуждаемых интеграционных промышленных проектов действительно будет реализована: «Пока с Россией имеем баланс поставок нефти только на первый квартал. Это фактически означает, что тихой сапой российская сторона форсирует подписание этих проектов».
Кроме продажи пакета акций ОАО «МЗКТ», Владимир Семашко также сообщил об интеграции ОАО «Интеграл» с ОАО «Росэлектроника» (ГК «Ростехнологии»), о проекте ОАО «Пеленг» и ФКА Роскосмос, о проекте строительства нового азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот», а также о готовящемся на первую половину 2014 года создании холдинга МАЗа и КамАЗа, который пока условно называется «Росбелавто».