Белорусская экономика демонстрирует незначительный подъем. По итогам первого квартала 2014 года рост ВВП вышел из области отрицательных значений и составил 0,5%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами за март сократилось более чем на 40 млн. долларов, а складские запасы — на 0,2%. Однако говорить об оживлении белорусской экономики преждевременно, полагают эксперты.
Белорусская экономика показывает рост
Данные официальной статистики свидетельствуют об улучшении дел в экономике.
Так, снизился уровень складских запасов по отношению к месячному объему производства. Если на 1 марта этот показатель составлял 84%, то на 1 апреля — 80,3%. Кроме того, за март на 0,2% сократились складские запасы готовой продукции в денежном выражении. По состоянию на 1 апреля на складах промышленных предприятий скопилось продукции на сумму в 33,8 трлн. рублей.
Сальдо внешней торговли товарами по-прежнему остается отрицательным. Однако за месяц оно сократилось более чем на 40 млн. долларов. В частности, за январь-март сальдо внешней торговли товарами составило минус 129,3 млн. долларов. За январь-февраль этот показатель также был отрицательным, но составлял 172,9 млн. долларов.
«С минуса торговый баланс не вытащили, но, тем не менее, он закрыт на меньшем значении, чем было за два месяца. В основном драйверами стали нефтянка и калийные удобрения», — объясняет эксперт «Либерального клуба» по экономическим вопросам Антон Болточко.
По его словам, поставки нашей техники за рубеж, а также сокращающийся в относительных величинах импорт — еще два фактора, которые повлияли на улучшение сальдо внешней торговли.
В целом рост ВВП по итогам первого квартала 2014 года вышел из зоны отрицательных значений и составил 0,5%. В предыдущие месяцы он демонстрировал отрицательную динамику. За январь-февраль рост ВВП составлял минус 1,6%. А тут на тебе!
По этой причине белорусское правительство сразу же заявило об оживлении экономики.
«Эти результаты удалось достичь в условиях сохраняющейся стагнации внешних рынков и замедления экономического роста в основных странах-партнерах», — отмечалось в сообщении правительства.
Рост за счет внутренних инвестиций
Основной причиной такого «взрывного скачка» Антон Болточко называет внутренние инвестиции в основной капитал.
«Только за март они увеличились на 90%, тем самым простимулировав экономический рост», — говорит экономист.
В частности, за март объем производства калийных удобрений вырос на 40%.
«Все это сказалось на приросте ВВП в 0,5%», — считает Антон Болточко.
А вот Александр Лукашенко, выступая с посланием к народу и парламенту усомнился в показателях экономического роста страны.
«Мы знаем, откуда этот показатель: «Белкалий» немного зашевелился, заработал, какую-то турбину вам, Семашко (первый вице-премьер Владимир Семашко. — Naviny.by), на триллион, которую в прошлом году построили, а вы сегодня в зачет ввели. Я это не утверждаю, мы разберемся, это информация пока из одного источника», — подчеркнул глава государства.
«Если вы таким образом решили выполнять ВВП... Ну, ребята, тогда нам не по пути», — добавил Лукашенко.
Страх чиновников перед главой государства за срыв прогнозных показателей как раз таки вынудил «поработать» над ростом ВВП.
«С учетом того, что в программном документе официальный прогноз на первый квартал для правительства по приросту ВВП установлен на уровне от 0% до 0,7%, то, как видим, таким образом правительство фактически выполнило прогнозный показатель», — отмечает экономист.
Он называет такой рост ВВП «искусственным, который не может долго продержаться».
«За счет внутренних инвестиций можно в краткосрочном периоде активизировать экономику, но это все влияет на инфляцию в стране, девальвацию белорусского рубля», — говорит Антон Болточко.
«Назрела необходимость в структурной перестройке»
По его мнению, подобная стимуляция экономики в дальнейшем только ухудшит общую макроэкономическую обстановку.
«Закачав дополнительные деньги, говорить о том, что у нас исчезли структурные проблемы, нельзя. Удержать экономику на уровне показателей первого квартала будет тяжело с учетом отсутствия достаточных ресурсов для этого», — считает экономист.
Подобного мнения придерживается заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. По его словам, говорить о радикальных изменениях в экономике преждевременно.
«К сожалению, у нас все традиционно. 50% экспорта по-прежнему занимает российский рынок. Среди экспортируемых товарных позиций преобладают калийные удобрения и нефтепродукты», — говорит экономист.
По его мнению, в Беларуси назрела необходимость в структурной перестройке.
«По крайней мере, чтобы изменился тренд. Чтобы увеличилась доля инновационной продукции. Чтобы выросли не просто объемы экспорта, а появились новые рынки. Чтобы появились новые товарные позиции. Вот когда эти параметры сдвинутся с мертвой точки, тогда можно будет говорить об улучшении экономической ситуации в стране», — считает Георгий Гриц.
Пока же белорусские государственные экономисты работают привычным способом. По этой причине Антон Болточко ожидает, что отмеченный всплеск экономической активности в марте сойдет на нет по итогам четырех месяцев.
Так что, говорить о том, что белорусская экономика вернулась к жизни, рано.