Сложная экономическая ситуация в стране заставляет власти искать пути выхода из нее. По информации Naviny.by, экономические ведомства планируют подготовить проект дополнений в октябрьский план совместных действий правительства и Нацбанка по структурному реформированию экономики. Шаги, которые сегодня предлагают сделать власти, могут принципиально изменить облик белорусской экономики.
Реформаторские идеи зреют в коридорах власти
По имеющимся сведениям, доработка плана совместных действий планируется обширная. Предполагается привлечь к этому процессу специалистов международных организаций, а также провести консультации с китайскими экспертами.
Известно, что предложения экономических властей носят реформаторский характер. Ведомства, отвечающие в правительстве за экономический блок, предлагают сдвинуть с мертвой точки ряд принципиальных вопросов структурного характера. Один из таковых — перераспределение финансовых и трудовых ресурсов в реальном секторе.
По сведениям Naviny.by, в октябрьский план совместных действий предлагается включить пункты, предусматривающие как меры бюджетно-налоговой политики (направленные на сокращение льготного кредитования госпрограмм), так и шаги по повышению эффективности экономики.
Речь идет о том, чтобы ограниченные ресурсы, которыми располагает государство, направлялись не на поддержку низкоэффективных предприятий, а на развитие перспективных отраслей экономики.
Экономические ведомства также видят необходимость в реформировании рынка труда, что предполагает перераспределение трудовых ресурсов в пользу наиболее эффективных секторов экономики.
На практике реализация вышеприведенных подходов может привести к глубинным реформам, которые, полагают белорусские экономисты, уже давно назрели.
Причины дисбалансов заложены в белорусской модели
Реформаторские идеи зреют сегодня в коридорах власти неслучайно. Тенденции, которые отражает официальная статистика, указывают на то, что в белорусской экономике накапливаются разного рода угрозы.
Так, золотовалютные резервы продолжают снижаться, а возможности для их увеличения сузились: экспортная выручка предприятий в первом квартале 2014-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 6,4%.
Наряду с этим ухудшилось финансовое состояние субъектов хозяйствования. Чистая прибыль предприятий в первом квартале 2014-го снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2013-го на 27% до 8,9 трлн. рублей.
В то же время складские запасы продолжают расти. За апрель товарные запасы предприятий увеличились на 1,4 трлн. рублей и достигли на 1 мая 83,5% от месячного объема промпроизводства.
Таким образом, ситуация в реальном секторе не позволяет рассчитывать на сколь-нибудь приемлемый экономический рост. В то же время значительные платежи по внешнему долгу, дефицит текущего счета платежного баланса и снижающиеся золотовалютные резервы создают угрозы для хрупкой макроэкономической стабильности.
По мнению экспертов, причины дисбалансов, которые мы видим сегодня, обусловлены во многом существующей экономической моделью.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук не перестает говорить о том, что в нынешнюю структуру белорусской экономики заложены низкие стимулы к экспорту и высокие — к импорту.
«Директивное распределение ресурсов, все формы поддержки домашних хозяйств способствуют наращиванию внутреннего спроса. Соответственно, у производителей есть основания полагать, что они могут реализовать свою продукцию на внутреннем рынке, и у них меньше стимулов к экспорту», — объясняет Дмитрий Крук.
По мнению эксперта, отказ от поддержки низкоэффективных госпредприятий и перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных, о чем сейчас думают власти, является правильным шагом.
«Ключевым критерием эффективности проектов, реализуемых с учетом господдержки, должна быть экспортная выручка. Кроме этого, необходимо обратить внимание и на импортоемкость проектов. Чем она выше, тем меньше у таких проектов должно быть шансов на получение поддержки со стороны государства», — полагает Дмитрий Крук.
Очевидно, что перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных предприятий и отказ от поддержки низкоэффективных неизбежно создаст предпосылки для начала реформ в реальном секторе.
«Если низкоэффективные предприятия не смогут получить значимых объемов господдержки, станет вопрос об их существовании. Реструктуризация реального сектора — еще одно направление реформ, которое возникнет в случае перераспределения финансовых ресурсов в пользу эффективных проектов», — говорит Дмитрий Крук.
Неизбежные реформы
Реструктуризация предприятий, очевидно, будет иметь социальные последствия. Низкоэффективные предприятия без господдержки вряд ли смогут обеспечивать своевременную и достойную выплату заработной платы, поэтому станет вопрос о миграции трудовых ресурсов в другие сектора экономики.
Учитывая это, одновременно с реформами в реальном секторе должна быть реализована реформа рынка труда, которую также инициируют сегодня экономические власти. Расширение возможностей по сокращению персонала на госпредприятиях, реализация мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала — шаги, которые такая реформа может включать.
«Необходимо задуматься о пересмотре размера пособия по безработице. Если действительно будут приняты серьезные шаги по реструктуризации предприятий, это может привести к сокращению рабочих мест. Поэтому нужно также предусмотреть меры по поддержке тех, кто останется без работы, в том числе через реализацию программ профессиональной переквалификации», — полагает экономист ЕкатеринаБорнукова.
Следует, однако, отметить, что шаги в направлении реформирования рынка труда экономические власти инициировали и ранее, однако поддержки у политического руководства они не находили.
Кстати, в конце мая — начале июня, согласно неофициальной информации, ожидается большое совещание с участием Александра Лукашенко по вопросам экономического развития страны. Там, вероятно, будет дана оценка предложениям, с которыми выходят сегодня экономические ведомства.
По мнению экспертов, готовность белорусских властей к реформированию экономики во многом будет зависеть от возможности привлечения внешнего финансирования.
«Многое будет зависеть от финансовой поддержки со стороны России. Если она будет оказана Беларуси, стимулов для проведения реформ в белорусской экономике будет меньше», — полагает Екатерина Борнукова.
Однако в какой-то мере, добавляет эксперт, реформировать белорусскую экономику все равно придется.
«Сейчас мы видим, что даже при большой ресурсной поддержке со стороны России Беларусь не может обеспечить сколь-нибудь приемлемый экономический рост. Поэтому проводить какие-то реформы в любом случае придется», — резюмировала Екатерина Борнукова.