Чуть меньше месяца понадобилось чиновникам, чтобы, как они уверяют, разрешить принципиальные вопросы, связанные с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
21 мая первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что проект документа прошел все согласования: «Беларусь принципиально готова его подписать».
Однако публике пока так и не объяснили, каким именно образом будет решен вопрос пошлин на нефтепродукты.
Вопрос решат поэтапно?
Договор о ЕАЭС лидеры таможенной «тройки» — Беларусь, Россия, Казахстан — обсуждали 29 апреля в Минске. Тогда же выяснилось, что принципиально важный для Беларуси вопрос так и не решен. Речь идет об отмене экспортных пошлин на нефтепродукты.
Напомним: сейчас Беларусь импортирует нефть из России беспошлинно, однако перечисляет в российский бюджет экспортные пошлины на произведенные из нее и проданные за пределы Таможенного союза нефтепродукты, что составляет 3-4 млрд. долларов ежегодно.
С подписанием договора о ЕАЭС Беларусь рассчитывала сохранить эти деньги в собственном бюджете. Россия, хотя раньше и давала такие обещания, сейчас не согласна полностью уступить пошлины Беларуси — по оценкам Минфина РФ, потери для бюджета могут дойти до 30 млрд. долларов в год.
Экономический обозреватель Татьяна Манёнок объясняет, что разрабатывалось несколько сценариев развития ситуации — от частичной до полной отмены пошлин для Беларуси.
9 мая Лукашенко заявил: достигнута договоренность с Россией, что со следующего года в бюджете Беларуси будет оставаться не менее 1,5 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты. А в 2016 году глава государства ожидает их полной отмены, что должно довести годовой выигрыш для белорусского бюджета до 3 млрд. долларов.
«Безусловно, это было политическое решение, — говорит Манёнок. — И российским чиновникам, учитывая, что объем фискальных платежей уже заложен в бюджет, было непросто реализовать договоренности Путина и Лукашенко».
Отметим: пока мы судим о договоренностях лишь со слов белорусского руководителя.
Опасности в перспективе
Вице-премьер Семашко заявил, что «в правительстве нашли решения на все вопросы», однако каков будет механизм распределения экспортных пошлин между бюджетами, чиновник не объяснил.
Татьяна Манёнок считает, что схема может быть прописана в дополнительном протоколе к уже существующему соглашению об условиях поставки нефти и экспорта нефтепродуктов между Беларусью и Россией.
«В рамках этого соглашения можно подписать дополнительный протокол, в котором оговорить, как будет распределена экспортная пошлина между бюджетами двух государств. Механизм и пропорции можно прописать в зависимости от того, как договорятся политики. Но нужно, чтобы это были долгосрочные гарантии», — считает эксперт.
В прошлом году Беларусь перечислила России около 3,3 млрд. долларов этой пошлины. Если Лукашенко договорился с Путиным об уступках на 1,5 млрд. долларов, можно предположить, что первое время пропорция сложится в размере 55/45 в пользу России.
«Бюджет России очень сильно зависит от нефтегазового сектора, в Казахстане эта отрасль также существенна. И доходы от экспорта эти страны уже заложили в бюджет. Сегодня ломать систему ради решения вопроса в интересах Беларуси сложно. Проще решить вопрос в рамках «двойки». Возникает вопрос: надолго ли? Ведь со временем все равно придется создавать общий рынок нефтепродуктов», — отмечает Манёнок.
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик считает, что в интеграции России с Беларусью, в том числе в рамках Таможенного союза и в будущем ЕАЭС, больше политики, чем экономики:
«Сейчас Россия выделяет Беларуси кредиты, но это всегда конкретные и возвратные суммы. Если Кремль пойдет на отмену пошлин, он потеряет политический контроль над Беларусью. Одно дело — периодически давать субсидии (это суммы регулируемые и возвратные), другое — дать доступ к энергетическим ресурсам».
Кроме того, эксперт считает, что за отмену пошлин Беларусь расплатится возможностью вести самостоятельную экономическую политику.
«В долгосрочной перспективе это может нанести гораздо больший ущерб интересам экономики, чем отказ от экспортных пошлин на нефть», — считает Чубрик.
Как сыграет Казахстан?
Поскольку урегулировать ряд вопросов в рамках встречи трех президентов не удалось, возникает вопрос: не будет ли Казахстан блокировать подписание договора о ЕАЭС?
«Традиционно наша республика была локомотивом евразийской интеграции. Принципиальных вопросов, из-за которых Казахстан будет блокировать подписание договора, нет», — считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов.
При этом, по мнению эксперта, у Казахстана сохраняются сложности по экспорту некоторых товарных групп.
«На протяжении всего существования Таможенного союза сохраняется проблема поставки казахстанского алкоголя на рынки Беларуси и России. И этот вопрос до сих пор не снят. Наши партнеры вводят тарифные ограничения, связанные с техническими регламентами, санитарными нормами. В результате казахстанским производителям искусственно создают препятствия для свободных продаж, — приводит пример Додонов. — Но это решаемые вопросы, они не повлияют на политическое решение Назарбаева по интеграции».
Эту точку зрения не разделяет директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
«Формально ликвидированы торговые пошлины, и три страны имеют единую таможенную территорию, — говорит она. — Фактически же сохраняются меры нетарифного регулирования, которые ограничивают вход казахстанских товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов на белорусский и российский рынки».
Политолог Дастан Кадыржанов считает, что ускоренная интеграция с Россией напрямую связана с внешней политикой Кремля.
«Вопросы аннексии Крыма и подписания Казахстаном договора о ЕАЭС взаимосвязаны, — говорит эксперт. — И это вопрос не просто геополитического выбора, который придется осуществлять в достаточно жестких условиях, это вопрос выбора цивилизационного. И самое главное — мы выбираем не между Западом и Россией, вопрос стоит так: а сможем ли мы выбрать и отстоять свои национальные интересы?».
В апреле в Алматы прошел Антиевразийский форум, на котором эксперты и оппозиция призвали правительство отказаться от подписания Договора о ЕАЭС.
Однако, по словам Додонова, противники интеграции с Россией не отражают настроение в обществе. «В Казахстане каждый год осуществляются замеры общественного мнения относительно интеграции в рамках ТС. Поддержка населения всегда очень высокая — от 70% до 80%», — заметил эксперт.
При этом следует заметить, что в Казахстане, как и в Беларуси, социологические исследования контролируются государством.