В апрельском выступлении перед белорусским народом и Национальным собранием Лукашенко фактически объявил о начале новой экономической политики. Однако, как показывают последние результаты деятельности правительства, между декларациями и практикой налицо большой разрыв.
Перемены в экономике были провозглашены президентом вовремя: во-первых, кризисная ситуация в реальном секторе экономики все ближе подбирается к обычному народу, который к такому дискомфорту очень чувствителен; во-вторых, скоро очередные президентские выборы.
Обратим внимание, что если за первый квартал 2013 года рост реальной среднемесячной заработной платы в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составлял 122,4%, то по итогам первого квартала 2014 года он зафиксирован на уровне 104,9%. Такую разницу в темпах увеличения размера кошелька почувствует любой среднестатистический белорус.
Что касается выборов, то тут в основном все ясно: пока не началась предвыборная чехарда — надо кормить народ ожиданиями каких-либо изменений. Ведь, согласно мартовскому национальному опросу НИСЭПИ, на вопрос «Что для Вас сегодня важнее — сохранение нынешнего положения в стране или его изменение?» более 55% ответили, что им важнее изменение нынешнего положения (35% выступают за сохранение статус-кво).
Таким образом, оставалось только выбрать, какие изменения обещать, чтобы они были положительно восприняты обществом. Ставка была сделана на «три фундаментальных вещи»: ускоренное развитие внутреннего рынка, совершенствование механизмов управления экономикой и всемерное развитие конкуренции.
Поблажки госсектору остаются
Правительство после оглашения нового курса сразу же приступило к делу и уже вскоре сможет отчитаться о промежуточных результатах.
Особое внимание было уделено главной «вещи» — ускоренному развитию внутреннего рынка. Пошли по знакомому пути, который подразумевает стимулирование внутреннего рынка через дешевые кредитные ресурсы.
Через пару дней после выступления президента Нацбанком был подготовлен проект постановления, содержащий нормы, запрещающие банкам устанавливать высокие процентные ставки по кредитам. Согласование нового постановления заняло чуть более двух недель, и к 8 мая оно вступило в силу.
В лучших белорусских традициях отечественная экономика при помощи данного постановления была поделена на две части: та, которая государственная, и вся остальная.
Так, согласно постановлению, максимальный размер ставок не должен превышать на день заключения кредитного договора среднюю процентную ставку по новым кредитам, предоставляемым банками юридическим лицам в белорусских рублях.
Средняя процентная ставка применяется со дня, следующего за днем размещения информации о ней на официальном сайте Нацбанка.
Поскольку за март эта ставка была зафиксирована на уровне 40,3%, то выше этого уровня она уже не должна подняться. Однако есть исключение: при определении средней процентной ставки не учитываются льготные кредиты, выделяемые субъектам хозяйствования по решениям президента и правительства.
Если учесть, что основной целью нового документа Нацбанка является «снижение банками процентных ставок по кредитам для юридических лиц и повышения доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики Беларуси, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса», то названное исключение полностью перечеркивает эту цель.
В белорусской экономике более 45% всех кредитов выдается по льготной ставке, субсидируемой из бюджета под государственные проекты. Такое положение вещей не позволяет главному финансовому регулятору страны снизить темпы прироста требований банков к экономике, а также инфляции к запланированному уровню уже третий год подряд.
При этом, казалось бы, как при практически запретительных ставках по кредиту в стране может расти предложение кредитных денег? Однако Беларусь — это страна исключений. Таким образом, низкоэффективные государственные предприятия поддерживаются с помощью дешевых кредитов, а большинство частных предприятий не могут реализовывать свои запланированные проекты из-за больших процентных выплат.
После запуска нового постановления Нацбанка на рынке ничего не изменится, пока будут существовать исключения. Ведь банки могут устанавливать ставки на уровне 40,3%, не нарушая предписанные нормы. Однако 40% — это все еще неподъемный процент для бизнеса.
Одновременно с этим выдаваемые госкомпаниям льготные кредиты будут оказывать давление на уровень инфляции в стране, а соответственно, чтобы не допустить укрепления реального курса белорусского рубля (курс, рассчитанный с учетом инфляции), Нацбанку придется ускорить процесс девальвации национальной валюты или тратить свои резервы на его поддержку.
Кто в итоге будет виноват: президент, который огласил новые ориентиры, или правительство, исполняющее указание?
Частично ответственность с президента можно снять, так как в экономической части своего послания он отметил: «Читаю то, что мне предложили Администрация и правительство, чтобы вы знали». В тот момент Лукашенко говорил о валовых показателях, но нет сомнения, что и про «три фундаментальные вещи» ему тоже кто-то написал. Вот с автора-то спрашивать и надо.
Лукашенко остается добытчиком
Пока правительство реализует поручение главы государства по реформированию экономики, президент воплощает свой давний план — строит в стране Эмираты без каких-либо серьезных реформ.
Вспомним, в октябре 2013 года Лукашенко заявил: «Мы перечисляем в бюджет России только за нефтепродукты, вывезенные на Запад, четыре миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты».
Вернувшись со встречи с Путиным в Москве, Лукашенко сообщил 9 мая, что в следующем году Беларусь оставит в своем бюджете половину пошлин от экспорта нефтепродуктов, а в дальнейшем, может, и больше. Вдобавок к этому, очередной кредит в два миллиарда долларов, по словам белорусского президента, должен поступить в нашу страну от восточных братьев уже через неделю.
Таким образом, глава государства работает лучше целого правительства, обеспечивая стабильность экономики страны.
Но это если анонсированные блага действительно будут получены. К тому же, учитывая динамику золотовалютных резервов (ЗВР) страны, в состав которых будут зачислены новые кредитные ресурсы, надолго денег не хватит.
За I квартал 2014 года ЗВР сократились на 935,8 млн. долларов, а это означает: дополнительные 2 млрд. долларов разойдутся за 6-7 месяцев.
Поэтому стратегия постоянного увеличения внешнего долга работает только в краткосрочном периоде. Соответственно, необходимо думать над новыми «фундаментальными вещами».