По данным социологического исследования, 80,3% белорусов не осведомлены о том, как формируется и расходуется республиканский бюджет. Такие данные огласили эксперты Белорусского института реформы и трансформации публичного администрирования BIPART.
В рамках проекта «Кошт урада» исследователи BIPART заказали у НИСЭПИ включение ряда вопросов о бюджетной осведомленности граждан в ежеквартальный общенациональный опрос.
В региональном разрезе наибольшая осведомленность отмечена среди жителей Могилевской (27% опрошенных) и Гомельской (31,2%) областей, наименьшая — в Минске (10,2%).
По словам директора школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA Натальи Рябовой, ни социальный статус, ни образование, ни пол, ни тип населенного пункта не влияет на степень заинтересованности в госбюджете так сильно, как принадлежность к какому-то региону. «Мы предполагаем, что людей, которые живут в более бедных регионах, а следовательно, более зависимых от бюджета, больше интересует этот вопрос. А минчане сами себе зарабатывают деньги в частном секторе, их это не так сильно волнует», — пояснила эксперт.
По данным исследования, белорусы считают информацию о бюджете либо доступной, но непонятной гражданам (22,4%), либо недоступной (39,5%), либо неинтересной (30,5%). Лишь 4,6% опрошенных заявили, что эта информация доступна и понятна. При этом подавляющее большинство респондентов считают, что эта информация должна быть доступной (80,6%), с ними полностью или частично не согласны лишь 13,2% опрошенных.
Как отметила руководитель исследований проекта BIPART Инна Ромашевская, с одной стороны в обществе можно зафиксировать отсутствие знаний и препятствие к их получению, с другой — желание разобраться. «Мы как команда проекта «Кошт урада» этот зазор намерены заполнить с помощью нашей кампании фискальной грамотности. Опираясь на наш сайт, мы хотели бы провести образовательную кампанию, чтобы улучшить понимание граждан о том, откуда берутся деньги в госбюджете и как они тратятся», — отметила Ромашевская.
По ее словам, кампания будет включать в себя выезды экспертов в регионы, публикацию серии статей, ответы на вопросы на сайте «Кошт урада», ведение видеоблогов, сообщает БелаПАН.