Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс России, детали которого стали известны на этой неделе, напрямую коснется Беларуси. Налоговые новации, которые подготовило российское правительство на будущий год, могут привести к существенному увеличению стоимости нефти. Как следствие, производимые из российского сырья белорусские нефтепродукты, пользующиеся спросом у автолюбителей, также могут значительно вырасти в цене.
Кто заплатит в Беларуси за рост цен на нефть?
18 сентября российское правительство направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который предусматривает проведение так называемого «налогового маневра» в нефтяной отрасли. С учетом данного маневра готовится и российский бюджет на 2015 год, показатели которого всегда очень чувствительны к изменениям на нефтяном рынке.
Суть изменений заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно — в резком повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На этот маневр российские власти идут, судя по официальным объяснениям, для перераспределения налоговой нагрузки в рамках нефтяной отрасли. Однако у экспертов существуют и другие объяснения истинных причин данного маневра, но о них чуть ниже.
Российское правительство вечером 18 сентября сообщило, что согласно «налоговому маневру» предлагается поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть; в 1,7-5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза).
Приблизительные параметры «налогового маневра» в неофициальных источниках появлялись ранее и уже вызвали определенную обеспокоенность у белорусских нефтепереработчиков.
Так, во время сентябрьского заседания администрации и профкома ОАО «Нафтан» тема «налогового маневра» поднималось. Участники заседания констатировали, что увеличение НДПИ неминуемо приведет к повышению цены на нефть. Причем, как отмечала ведомственная газета белорусского нефтеперерабатывающего завода, «специалисты предсказывают значительное увеличение стоимости сырья».
В настоящее время белорусское правительство обсуждает с Москвой тему поставок российской нефти в Беларусь с 2015 года в условиях реализации Россией «налогового маневра». К слову, 18 сентября первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко встречался со своим российским коллегой вице-премьером Аркадием Дворковичем и, по неофициальным данным, обсуждал там тему последствий «налогового маневра» для Беларуси.
По мнению независимых экспертов, последствия «налогового маневра» для белорусских НПЗ будут зависеть от конкретных решений официального Минска.
«Если белорусское руководство на фоне увеличения входящей цены на российскую нефть не захочет пойти на повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, придется пожертвовать экономикой нефтеперерабатывающих заводов. Для белорусских предприятий такое развитие событий, разумеется, нежелательно», — отметил в комментарии для Naviny.byИван Хомутов, директор по исследовательским проектам российской компании «Исследовательская группа «Петромаркет», которая специализируется на анализе рынков нефти и газа России и стран СНГ.
С другой стороны, считает он, если будет принято решение пойти на увеличение цен на нефтепродукты, может пострадать потребитель.
«На российских потребителях топлива «налоговый маневр», скорее всего, скажется отрицательно, поскольку снижение экспортных пошлин на нефтепродукты ведет к увеличению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В Беларуси, как показывает практика, цены на топливо могут административно сдерживаться, но в этом случае местные НПЗ понесут экономические потери», — отметил Иван Хомутов.
В России, к слову, чтобы не допустить резкого роста цен на нефтепродукты, планируется существенно снизить акцизы на нефтепродукты. Как сообщило вечером 18 сентября российское правительство, законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс предусматривает соответствующую норму. А вот пойдут ли белорусские власти на снижение акцизов во имя недопущения повышения цен на топливо — большой вопрос.
Доходная часть белорусского бюджета переживает в последнее время не лучшие времена. Подтверждение этого — перманентные предложения Министерства финансов о необходимости повышения НДС, который формирует около трети поступлений бюджета. Поэтому возможности белорусских властей снижать акцизы на топливо, как это делает российское правительство, достаточно ограничены.
Миллиарды долларов, которые Минск может не получить
Российский «налоговый маневр» может отразиться не только на уровне внутренних цен на топливо в Беларуси, но и повлиять на размер тех финансовых выгод, которые официальный Минск хотел бы получить от создания Евразийского экономического союза.
Напомним, что в настоящее время Беларусь перечисляет в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортируемые за пределы Таможенного союза. В 2013 году Беларусь перечислила в российский бюджет в виде вывозных пошлин на нефтепродукты 3,3 млрд. долларов. За январь-июль 2014 года, по информации Naviny.by, в российскую казну Беларусь направила около 2 млрд. долларов в виде нефтепошлин.
В процессе подготовки договора о создании Евразийского экономического союза белорусская сторона инициировала отмену практики перечисления вывозных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. По мнению белорусских властей, Евразийский экономический союз должен основываться на полноценном Таможенном союзе, что подразумевает свободу движения товаров и отсутствие каких-либо ограничительных мер в этом вопросе. Соответственно, считают в Минске, практика перечисления Беларусью в российский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты должна быть отменена.
Однако российские власти приняли решение отложить формирование единого рынка нефти, газа и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года, из-за чего вопрос о распределении вывозных пошлин на нефтепродукты весной 2014 года стал рассматриваться в рамках двусторонних отношений Беларуси с Россией.
В мае текущего года Москва и Минск договорились, что белорусская сторона сможет с 2015 года оставлять в своем бюджете 1,5 млрд. долларов в виде нефтепошлин и не перечислять их в российский бюджет. Более того, официальные представители белорусского правительства заявляли, что с 2016 года размер нефтяных пошлин в денежном выражении, которые сможет оставлять в своем бюджете Беларусь, может увеличиться.
По оценкам белорусских властей, в будущем (учитывая объем экспорта нефтепродуктов) страна могла бы оставлять в своем бюджете до 4 млрд. долларов, которые до настоящего времени Минску в виде нефтепошлин приходится полностью перечислять в бюджет России.
«В процессе создания Евразийского союза стороны договаривались исключить из торгового режима все изъятия и ограничения. Белорусской стороне казалось, что в результате исключения всех изъятий средства, которые сегодня в виде вывозных пошлин на нефтепродукты Беларусь перечисляет России, можно будет оставлять в своем бюджете. Сегодня выясняется, что это может быть не так», — комментирует ситуацию эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса Татьяна Маненок.
В результате «налогового маневра», на который сегодня собирается пойти Россия, размер экспортных пошлин на углеводороды может снизиться в разы, и, соответственно, потенциальная финансовая выгода, которую мог бы получить белорусский бюджет от нефтепошлин, уменьшится.
Российские и белорусские эксперты едины во мнении, что на «налоговый маневр» Россия идет сегодня в том числе для того, чтобы не допустить многомиллиардных финансовых потерь, связанных с исключением изъятий (пошлин) из торгового режима Евразийского экономического союза.
«Российские власти не хотели бы терять деньги, тем более сейчас, когда наша восточная соседка особенно тщательно их считает», — говорит Татьяна Маненок.
Поэтому велика вероятность, что если «налоговый маневр», инициируемый сегодня российским правительством, осуществится, финансовая выгода Беларуси от участия в Евразийском экономическом союзе может сжаться как шагреневая кожа. Как такое развитие событий повлияет на стабильность белорусской экономики, зависящей от притока валюты в страну, вопрос риторический.