На этой неделе Верховный суд принял решение возбудить производство по делу о банкротстве «Дельта Банка». Обязательства банка, как стало известно кредиторам, превышают три триллиона рублей, а вот активов, чтобы рассчитаться по долгам, у банка явно не хватает. Смогут ли клиенты ликвидируемого «Дельта Банка» вернуть свои деньги?
Деньги, которых нет
По информации БелаПАН, в числе тысяч кредиторов «Дельта Банка» оказались известные белорусские компании, в том числе и с госкапиталом.
В частности, у одного из крупнейших мобильных операторов Беларуси — СООО «МТС» (51% принадлежит государству) — в обанкротившемся банке зависло порядка 70 млрд рублей (около 5 млн долларов в эквиваленте). Официальные данные на сей счет отражены в отчетности российской компании МТС, которой принадлежит 49% белорусского оператора.
Стоит отметить, что совокупные финансовые обязательства белорусского «Дельта Банка» перед кредиторами измеряются даже не в миллиардах, а в триллионах рублей.
В заявлении временной администрации банка о его банкротстве, которое передано в суд и кредиторам, указывается, что на 1 апреля 2015 обязательства банка составляли почти 3,2 трлн рублей. При этом обязательства на 1 апреля превышали активы банка почти на 260 млрд рублей, то есть, иными словами, денег, чтобы расплатиться по всем долгам, у банка не было.
Откуда же у банка образовалась такая финансовая «дыра»?
Представитель Нацбанка Владимир Мудрагелев, выступая на этой неделе в суде, констатировал, что серьезные финансовые проблемы с ликвидностью у «Дельта Банка» были выявлены еще в декабре 2014 года. Вместе с тем, основной акционер белорусского банка — украинский бизнесмен Николай Лагун — приглашался в Минск и уверял Нацбанк Беларуси, что трудности у «Дельты» временные и скоро разрешатся.
«Лагун заверял, что средства белорусского «Дельта Банка», размещенные в банках-нерезидентах, являются возвратными и ему необходимо время, чтобы их вернуть», — рассказал на заседании Верховного суда на этой неделе представитель Нацбанка Владимир Мудрагелев.
Национальный банк еще в начале года настоятельно рекомендовал топ-менеджменту «Дельта Банка» вернуть деньги в страну из-за рубежа. В материалах по делу, которые переданы кредиторам банка и с которыми ознакомился БелаПАН, указывается, что средства белорусского «Дельта Банка» числились в лихтенштейнском банке Bank Frick & Co и в австрийском банке Bank Winter & Co.
Однако после того как в марте 2015 года Нацбанк ввел временную администрацию в «Дельта Банк», выяснилось, что деньги (35 млн долларов), размещенные на зарубежных счетах, белорусскому банку… фактически не принадлежат. Временная администрация, назначенная Нацбанком, выявила, что средства «Дельта Банка» на зарубежных счетах выступали обеспечением для выдачи кредитов третьим лицам.
Следствие уже установило, что из европейских банков денежные средства белорусского «Дельта Банка» поступили в адрес иностранной компании, находящейся в оффшорном государстве Белиз. В результате, вместо 35 млн долларов живых денег сегодня у белорусского «Дельта Банк» лишь долговые бумаги, которые, по данным Комитета госконтроля, являются фактически неликвидными.
Вернут ли деньги клиентам банка?
В ближайшие три месяца будет вестись работа по подготовке «Дельта Банка» к ликвидации. Кредиторам (а их более 3000) предстоит подать документы с указанием своих требований к обанкротившемуся коммерческому банку.
К концу июля, согласно решению Верховного суда, управляющим в деле о банкротстве «Дельта Банка» предстоит организовать и провести собрание кредиторов, затем подготовить и предоставить суду план ликвидации банка.
В общем, процесс ликвидации коммерческого банка запущен, а чем завершится — в экспертных кругах существуют разные предположения. На принципиальный вопрос — будут ли кредиторам возвращены деньги — однозначного официального ответа не существует.
С одной стороны, глава временной администрации банка Александр Педько высказал сомнение в том, что у ликвидируемого банка существует «возможность выполнить все обязательства за счет реализации имущества». При этом глава временной администрации сообщил журналистам, что работа по возврату средств белорусского «Дельта Банка», которые выведены из страны, будет продолжена.
Эксперты по-разному оценивают вероятность возврата средств «Дельта Банка» из оффшорной зоны. Финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха отмечает, что государство Белиз, куда ушли деньги белорусского «Дельта Банка», имеет не самую хорошую репутацию.
«К сожалению, Белиз по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относится к так называемым «черным» оффшорным зонам, которые плохо делятся информацией и не раскрывают сведения о конечных бенефициарах», — отмечает Александр Муха.
В то же время аналитик считает, что, несмотря на вывод средств Беларуси в оффшорную зону, возможности для их возвращения в страну существуют. Кстати, отдельные кредиторы уже обратились к временной администрации белорусского «Дельта Банка» с предложением привлечь к ответственности по делу украинского бизнесмена Николая Лагуна.
«С высокой долей вероятности можно предполагать, что конечным собственником средств, которые выведены из Беларуси, является Николай Лагун. Без его ведома как акционера топ-менеджмент белорусского «Дельта Банка» вряд ли мог осуществить схему по выводу средств из страны. Поэтому вероятность найти деньги и вернуть их в страну существует», — полагает Александр Муха.
В свою очередь, эксперт по финансовым вопросам Феликс Чернявский, возглавлявший в 2004-2010 гг. Ассоциацию белорусских банков, сомневается в том, что деньги белорусского «Дельта Банка», выведенные из Беларуси в оффшорную зону, удастся получить обратно.
«Выведенные средства вряд ли удастся вернуть. Деньги эти, судя по поступающей информации, прошли через нескольких посредников, и сомнительно, что их удастся взыскать с третьих лиц», — отмечает Феликс Чернявский.
Он также невысоко оценивает шансы привлечения к ответственности по делу о банкротстве белорусского «Дельта Банков» акционеров банка.
«Пострадают, скорее всего, менеджеры банка, они ответят за всё, а собственники, которые являются нерезидентами, останутся ни при чем. Такое развитие событий мы видели в 2000-е годы на примере банкротств других белорусских банков», — напоминает Феликс Чернявский.
Судебный процесс по делу о банкротстве «Дельта Банка» только начался, и впереди нас ждет, скорее всего, много интересных подробностей. В частности, будет любопытно узнать, чьи деньги зависли в частном банке, который славился на белорусском рынке высокими ставками по депозитам.
Тот факт, что среди пострадавших оказался крупный оператор связи МТС, свидетельствует, что на высокую доходность по вкладам купились отнюдь не только малые компании.
«Клиентам всегда нужно оценивать перспективы и финансовое положение банка, в котором они обслуживаются. Выбирать банк только исходя из предлагаемой доходности не стоит — жадность фраера погубит», — предупреждает Феликс Чернявский, проработавший много лет в банковской системе Беларуси.
На этой неделе Верховный суд принял решение возбудить производство по делу о банкротстве «Дельта Банка». Обязательства банка, как стало известно кредиторам, превышают три триллиона рублей, а вот активов, чтобы рассчитаться по долгам, у банка явно не хватает.