На рынке коммерческой недвижимости сместились акценты, но специалисты считают его привлекательным для инвестирования и сегодня
30.07.2015 08:06
—
Новости Экономики
| realt.by
Источник материала: realt.by На эту тему мы побеседовали с Андреем Чернышевым, заместителем руководителя отдела консалтинга и аналитики " До конца 2015 года в Минске планируют открыть 10 торговых центров с пятью гипермаркетами. Сегодня общая торговая площадь Минска превысила 900 тыс. кв.м, увеличившись вдвое за последние 5 лет. Предполагается, что за счет нового строительства до 2020 года торговая сеть столицы прирастет еще на 1 млн кв.м. Но целесообразно ли создание такого количества торговых площадей, будет ли на них спрос и заинтересуют ли они инвесторов? Торговые помещения: предложение превышает спрос, высокая вакантность Основной объем спроса на рынке современной торговой недвижимости формируется помещениями площадью до 100 кв.м, которые приобретаются как для ведения собственного торгового бизнеса, так и с целью инвестирования и последующей сдачи в аренду. Арендаторам сейчас есть из чего выбрать: дефицита качественных торговых площадей уже давно нет. Объем предложения продолжает расти, и на рынке уже отчетливо ощущается нехватка качественных международных торговых операторов.
Эксперт рассказал, что выходящие на рынок торговые объекты, еще не сформировавшие свои потоки посетителей, вынуждены мириться с высоким уровнем вакантности и привлекать арендаторов в первую очередь за счет более низкой стоимости аренды. Однако из этого правила есть и исключения: те объекты, для которых изначально была разработана грамотная концепция, выступают на рынке "законодателями моды" и трудностей с заполнением не испытают. По мнению Андрея Чернышева, именно такие объекты и будут развиваться в среднесрочной перспективе. При этом важно не просто взять апробированную и хорошо себя зарекомендовавшую в западных странах концепцию, а создать свою, максимально адаптированную под условия Беларуси. А для тех объектов, которые испытывают трудности с привлечением арендаторов (торговых операторов), выход может быть найден в привлечении управляющей компании.
В текущей ситуации, когда предложение превышает спрос, продавцы вынуждены предоставлять существенный дисконт "реальным" покупателям — скидку по факту совершения сделки. Если ранее величина дисконта в зависимости от площади помещения составляла до 8%-10% цены предложения, то сейчас может доходить до 15%-18%. Рост величины дисконта при сохранении цен предложения на прежнем уровне — это та ступень развития ценообразования на рынке, когда необходимость снижения цен уже назрела, но собственники еще не готовы открыто с ней согласиться. Эту степень развития можно назвать переходной — после нее идет снижение не только цен сделок, но и цен предложения. Офисные объекты: рост предложения и смещение спроса в сторону аренды По словам Андрея Чернышева, с начала 2015 года объем рынка по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличился на 18% (до 756 тыс. кв.м). Бизнес переориентировался на рынок аренды вследствие нежелания "замораживать" деньги, покупая
Эксперт отмечает, что сейчас на рынке коммерческой недвижимости наблюдается снижение популярности офисов класса "С" из-за того, что офисы класса "В" становятся более доступными. Так как времена дефицита качественных офисных площадей прошли, арендаторы обращают внимание не только на цену кв.м, но и на качество, функциональность офиса.
Также Андрей Чернышев рассказал, что как в 2014 году, так и в 2015-м наблюдается стабильный спрос на офисы класса "А". Динамика цен и ставок:
Инвестиции на падающем рынке: выгодно или нет?
Эксперт заметил, что речь идет не о схеме розничной торговли "купил дешево — продал дорого". С инвестициями это не работает. Нужно приобретать не самый дешевый объект, а самый ликвидный. Именно ликвидный объект обеспечит инвестору стабильный и достаточно высокий доход.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В портфеле любого инвестора недвижимость занимает важное место. Естественно, мы говорим о коммерческом сегменте рынка: офисных и торговых помещениях. Многие... |
|