Аграрный интегратор Евгений Баскин: "Не главное что делать, главное - с кем"
05.10.2015 18:54
—
Новости Экономики
|
«Будущего у мелких производителей куриного мяса нет. Не нужно бояться того, что кто-то займет 50 или 60% рынка. Будущее за крупными интегрированными структурами, которые могут себе позволить правильно отстраивать бизнес-процессы», — уверенно говорит генеральный директор и основной владелец группы компаний «Серволюкс» Евгений Баскин. Бывший инженер-физик, с головой ушедший в агробизнес, сегодня претендует на треть белорусского рынка курятины, входит в семерку крупнейших игроков на российском рынке и активно развивает молочное направление. Об амбициях крупнейшего производителя курятины, пользе «тренировок» Россельхознадзора, торговых войнах и числах с шестью нулями читайте в материале TUT.BY. Торговые войны: больно и дорогоСоздание сперва Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза открыло перед белорусскими производителями границы, но не ликвидировало менее очевидные барьеры и не сняло остроту периодически вспыхивающих торговых войн. Про самый сложный момент в жизни бизнесмена Баскина он отвечает, не задумываясь: декабрь 2014-го, когда был приостановлен экспорт в Россию продукции со всех птицеводческих предприятий Беларуси. «Простаивали около шести недель. Серьезные накопления продукции. Складских мощностей под такие объемы ведь нет — это стоит глобальных денег. Понимали, что долго так продолжаться не может. Не буду называть потерянные суммы, но они — с шестью нулями. В долларах», — вспоминает Баскин. Серьезные убытки — это потому, что «Серволюкс» около половины продукции отправляет в Россию, напрямую работая со всеми крупнейшими российскими сетями, Х5, «Магнитом», «Дикси». «Любой сбой в поставке имеет негативные последствия. Причем не только экономические — портятся отношения с партнерами, у которых большого желания работать в такой системе координат нет», — отмечает он. Впрочем, выводы из декабрьских неприятностей сделали быстро. «Мы не можем диктовать в России свои правила: к нам относятся, как к поставщикам из любой европейской страны. В этом есть и плюсы — мы еще выше подняли культуру производства. Как пример — сейчас мы планируем получить сертификат McDonald"s, который есть только у одного российского производителя. Их требования — это новый уровень, который зачастую выше того, чего требует Россельхознадзор, — говорит гендиректор. — Мы инвестировали серьезные деньги, наши специалисты объездили всю Европу, где есть предприятия сальмонелла-фри с высочайшим уровнем биобезопасности, мы заменили нескольких сотрудников, сегодня к нам придраться не за что. Наш продукт соответствует самым жестким требованиям российской стороны. Глобальные вопросы по повышению культуры производства решены, мелкие ветеринарные проблемы есть у всех и во всем мире. Процесс совершенствования тут бесконечен». Планируется, что получение сертификата McDonald"s позволит «Серволюксу» поставлять свою продукцию на перерабатывающие предприятия, откуда курятина идет в рестораны McDonald"s в России и СНГ. Прежде мясо птицы они импортировали. Но даже в относительно спокойные периоды конкурировать с союзными коллегами непросто: уж больно отличаются масштабы производств и уровень поддержки АПК в Беларуси, России и Казахстане. «У нас нет таких финансовых возможностей, как у коллег по Таможенному союзу. В России почти все животноводческие предприятия финансируются в рамках национальных проектов: в российских рублях, на длинные, до 10 лет, сроки, эффективная ставка — 2% годовых. А объемы по конкретным заемщикам — от 1 до 3 миллиарда долларов в эквиваленте», — констатирует гендиректор «Серволюкса». В Казахстане уровень поддержки еще выше — там кроме льготных кредитов и финансирования расходов на инфраструктуру есть и прямые дотации. По мясу птицы, к примеру, — 400 долларов за тонну произведенной продукции. То есть при объемах «Серволюкса» — 160−165 тысяч тонн курятины в год — сумма прямых бюджетных дотаций составила бы 56 млн долларов. «Мы прекрасно понимаем, что наша страна не в состоянии оказывать такую поддержку, поэтому единственный вариант — работать эффективнее, чем наши коллеги по Таможенному союзу», — говорит он. Так что заявления о высокой господдержке и демпинге белорусских производителей — миф, заверяет Баскин: «Мы в России работаем в достаточно высоком ценовом сегменте, и изначально мне был неприемлем стереотип о том, что белорусская продукция — дешевая. Вы хотите быстро, дешево и хорошо? Всем известно, что из трех этих вещей одновременно возможны только две». Экспортные маневрыВ России птицеводство и свиноводство сегодня берет масштабами. «Мы в Беларуси сегодня — крупнейший производитель — около 30% рынка. При этом, производя 165 тысяч тонн, в России мы только на почетном седьмом месте. В Украине крупнейший производитель — Мироновский хлебопродукт — 600 тысяч тонн. Это больше, чем все производители Беларуси», — перечисляет Евгений Баскин. Производство мяса птицы в России в 2014 г. - 3,8 млн тонн в год, «Серволюкс» поставляет 60−70 тысяч тонн, занимая долю не более 2%. Свое преимущество белорусы видят в том, что продают в основном качественную охлажденную продукцию. «Мои московские друзья, занимающие топовые позиции в российских профильных компаниях, рассказывают, что в магазине в Москве покупают наши охлажденные субпродукты. Мне было приятно, — улыбается Баскин. — Так, Россия готова забирать весь объем охлажденных субпродуктов». «У нас нормальные партнерские отношения не только с сетями, но и с крупными производителями. Российские агрохолдинги обладают серьезным лоббистским ресурсом — они видят наши цены и понимают, что никакие белорусы им рынок птицы не ломают», — подчеркивает Баскин. Кстати, добавляет он, платят российские сети, как часы: «Никаких „этому плачу, тому не плачу“ там нет. Если подписан контракт, тебе платят день в день». К вопросу диверсификации экспорта «Серволюкс» подходит осторожно. «Пока тестируем рынки. Важно понимать, что на этих рынках нам противостоят очень серьезные игроки», — говорит директор. К примеру, в Бразилии себестоимость килограмма птицы в убойном весе — 1 доллар. «Мы здесь можем сделать все что угодно, но климатические условия и стоимость сырья в Бразилии отличаются от наших, себестоимость у нас гораздо выше, — разводит руками Баскин. — А на рынках Средней Азии господствует украинский Мироновский хлебопродукт — уровень зарплат у них ниже нашего. Плюс вертикальная интеграция: есть свой завод по переработке подсолнечника, своя земля, другие санитарные и противопожарные требования при строительстве». Кроме того, на многих рынках цена важнее качества, констатирует собеседник: «Слышали, что такое инъектирование? На некоторых рынках в тушку закачивают до 30% влаги без информации для потребителя, в Африку вообще все что угодно продают. Поэтому мы тему диверсификации экспорта изучаем, но поставить флажок на карте, отчитаться о диверсификации экспорта и грузить с убытками — не наш вариант работы». Выбирая новые направления продаж, «Серволюкс» присматривается к Китаю, обсуждая вопрос поставки туда куриных лап. Баскин рассказывает, что проект уже в высокой стадии готовности. «Непрофессиональная команда — самоубийство для бизнеса»За последние годы почти весь крупный частный бизнес Беларуси обзавелся собственными сельхозактивами. На вопрос, это настойчивые рекомендации властей, видение возможности заработать или мода, Евгений Баскин отмечает: «Мода не мода, но такой тренд был. Был неплохой указ, когда предприятия отдавали за 20% от стоимости чистых активов ( «Главное в АПК, если ты действительно работаешь масштабно, сформировать серьезную команду. У меня на это ушло несколько лет, — продолжает он. — Сегодня очевидно — не важно, что делать, важно, с кем делать. Скажу откровенно — специалистов серьезного уровня, которые готовы вести агробизнес в современных условиях, у нас немного». Вариантов создать команду — два: перекупать или растить самим. Большой компании приходится задействовать все способы. «Вот рядом Парк высоких технологий, но одно дело программирование, другое — корпоративное ИТ. Таких специалистов у нас в республике немного, проще пригласить экспата. То же самое — логистика. Сложнейший момент, и можно по пальцам пересчитать людей, которые понимают, что это такое, могут увязать в одну цепочку производственную, складскую, транспортную логистику», — рассказывает Баскин. Технологов, ветеринарных врачей «Серволюкс» готовит сам, давая шанс молодым. «Придя в Смолевичи, мы назначили ветврачом 23-летнего парня, — отмечает гендиректор. — Всем птицеводческим направлением руководит мой заместитель, с которым мы работаем рука об руку уже около 13 лет — ему всего 36. Он пришел в Могилев в 2002 году, через год после студенческой скамьи. Сегодня такого уровня специалистов нет не только в Беларуси, но и в СНГ». «Команда — ключевой актив и главная забота. Права на ошибку тут нет. Мы понимаем, что если за год цена на мясо птицы в России в долларах снизилась в два раза и все работают на грани рентабельности, то любая ошибка может быть фатальной. Поэтому эксперименты с приглашением в команду не совсем профессиональных людей мы себе позволить не можем — для бизнеса это самоубийство. А найти людей с горящими глазами, готовых в это непростое дело впрягаться — проблема», — говорит Баскин. При всем уважении к нашим вузам, продолжает он, молодежь приходится переучивать. Среди необходимых требований к специалистам в «Серволюксе» — быть English-speaking — тогда специалиста можно послать на стажировку, инвестировать в него. «Когда у меня знакомые спрашивают, куда лучше отправить учиться ребенка — в медицинский или в ветеринарный, я говорю: однозначно в ветеринарный. Чтобы стать неплохим доктором и зарабатывать нормальные деньги, нужно работать лет 10−15, ветеринар имеет шанс за 3−5 лет от студенческой скамьи достигнуть серьезного уровня и получать хорошие деньги», — отмечает Баскин. Куриные перспективыМасштабный куриный бизнес «Серволюкса» начинался с Могилевской птицефабрики, которую удалось выкупить по условиям известного Согласно мировой статистике последние несколько лет наблюдается уверенный рост продаж мяса птицы по сравнению со свининой, говядиной, рыбой. Доля мяса птицы в структуре потребления мяса - более 30%. Это самый недорогой источник полноценного белка. Тренды показывают, отмечает Баскин, что именно этот сегмент и дальше будет расти, как он растет сегодня, когда проблемы, зацепившие экономику Таможенного союза, больно ударили и по потребителям. «Думаю, птица — это единственный продукт в нашей стране, цены на который за полтора года не изменились. Конечно, сейчас мы уже подошли к черте, когда с этим надо что-то делать», — говорит гендиректор «Серволюкса». Кстати, цены на тушку птицы в Беларуси до сих пор регулирует государство, что, по мнению Баскина, неправильно: «Мы работаем на открытом рынке, и те же сети могут завезти продукт, к примеру, из России. Считаю, что регулирование надо убирать, оно никому не нужно. Как производитель, так и розница все прекрасно знают и про себестоимость, и про цены, и про покупательную способность. Социальную напряженность никто устраивать не хочет. Но если рентабельность уходит в минус, а возможностей дотировать производителя нет, надо переходить к свободному ценообразованию». Среди других тенденций куриного рынка — увеличение доли продаж не тушки, а продукта для конечного потребления. «Мы доказываем, что нет никакой экстрамаржи в том, что мы продаем разделанный продукт в красивой упаковке, — заверяет директор. — А продукт этот кардинально отличается от того, что продается в сетях навалом, при всем уважении к коллегам. „Тренировки“ Россельхознадзора дали результат: сегодня мы можем гарантировать на 100%, что ни сальмонеллы, ни листерии, никаких других вредных микроорганизмов в продукте нет». Урбанизация растет, и следующий очевидный этап развития — производство продуктов высокой степени готовности, 5−10 минут в духовке – и продукт готов. «Может, сейчас для этих продуктов и не лучшее время, но за ними будущее», — уверен директор. На белорусском рынке «Серволюкс» продает около 50%. «С сетями у нас отношения нормальные, продукция имеет короткие сроки реализации — в основном 7 дней. Кроме того, у нас большие объемы и есть альтернативные каналы продаж, поэтому нам платят вовремя, претензий нет», — заверяет Баскин. Для финансирования проектов по мясу птицы «Серволюкс» планирует привлекать средства международных финансовых организаций, а работа с этими структурами имеет свою специфику. К примеру, потенциальных кредиторов интересует не только бизнес-план, но и условия содержания птицы. «Бройлер живет 41−42 дня. Готовы ли вы заплатить в два раза больше, чтобы он жил в более комфортных условиях? В Европе это обсуждается — как и вопрос гуманности содержания рыбок в аквариуме, о чем голландский парламент дискутировал три часа… Мы к этим вопросам относимся спокойно. Условия содержания птицы у нас прекрасные, иначе не было бы таких высоких технологических результатов», — рассказывает Баскин. Но дальше их улучшать за счет потребителя сегодня, на мой взгляд, неактуально. Молочные рекиМасштабы Финансируется проект в рамках программы развития молочной отрасли, за кредитные ресурсы Банка развития. «На таких условиях мы готовы работать, готовы строить дальше фермы, птицефабрики», — говорит директор. Доить будут около 7 тысяч литров в год с коровы, прикидывает Баскин. «Все эти разговоры о том, что в Европе 10 тысяч литров молока корова дает — абсолютно неправда. Можно и 10 тысяч доить, если ее соевым шротом кормить. Нормальная ситуация, когда хозяйство имеет в среднем 6-7 тысяч литров с коровы. Главное тут не рекорды надоев, а себестоимость», — аргументирует он. Ввести первую очередь фермы планируется к Новому году, полностью — в первом квартале будущего года. Изначально идеи развивать молочное направление не было, признается Баскин, но актив в Смолевичах достался «Серволюксу» с серьезным агроблоком — землей, фермами, молокоперерабатывающим заводом. «Мы не первый день в бизнесе, понимали, что пытаться отказаться от проблемных активов бесполезно — „пилить“ их никто бы не дал. Взяли всё и стараемся довести до приемлемого уровня. Пока мы не получаем таких результатов по молоку, как могут похвастаться самые сильные игроки этого рынка, — самокритично отмечает Баскин. — Но первоначальная задача была — вывести направление из убытков. Это удалось достаточно быстро. Думаю, с вводом новой фермы мы сможем выйти на финансовый результат, который вписывается в нашу стратегию». «Не увлечен, не вовлечен, не готов работать без выходных? Результата не будет!»«Все наши бизнес-планы достаточно консервативны. Сложно оценить риски девальвации белорусского и российского рубля, цены на нефть, сырье. Это практически нерешаемая задача, так как нет вариантов хеджирования белорусского рубля. При оценке любого бизнес-плана мы исходим из самых негативных сценариев. По жизни я оптимист, но в бизнесе — как правило рассматриваю пессимистический сценарий», — рассказывает Баскин. Чтобы работать прибыльно и снижать себестоимость, необходимо правильно выстраивать логистику, ИТ, продажи, нужен новый подход к организации всей деятельности, - продолжает он. «Сегодня требования российских сетей ушли от отечественных далеко вперед. Процесс глобализации идет, скоро и наши выставят те же требования по приемке товара, транспортной и индивидуальной упаковке, маркировке. А внедрение этих подходов стоит колоссальных денег — мелким игрокам это не под силу», — поясняет он. На вопрос о том, будут ли далее укрупняться, Баскин отвечает осторожно: такая возможность не исключена. В частности, «Серволюкс» готов расти за счет земель вокруг имеющихся активов. «Нас интересует земля, но если будет какой-то шлейф в виде молочного стада, конечно, никто не даст от него отказаться, — прикидывает он. — Это творческий процесс, и мы готовы эти предложения рассматривать». Ситуация на основных рынках сложная, поэтому сегодня расширение — не приоритет. «Львиная доля кредитов у нас в иностранной валюте — курсовые разницы негативно влияют на прибыль. В такой ситуации привлекать деньги на развитие производства достаточно рисково. Поэтому в этом году мы занимаемся тем, что оптимизируем те бизнес-процессы, которые у нас не были доведены до совершенства. Обычно деньги теряются на стыках между бизнес-процессами. Самая главная задача в этом году — зачищать эти стыки, добиваясь максимальной эффективности», — констатирует Баскин. Интересуемся, важна ли для бизнеса возможность купить землю в собственность, но особого интереса владелец «Серволюкса» не проявляет: «Я сегодня с землей никаких проблем не вижу. Аренда земли — это не аренда офиса, где надо платить достаточно высокую цену. Если ставки арендных платежей вменяемы, это выгоднее, чем брать кредит и выкупать землю в собственность. У меня нет маниакального желания все покупать. Если боишься, что у тебя могут что-то отобрать, тогда вообще не стоит начинать работать. Все риски предусмотреть невозможно». Удивляясь энтузиазму и горячности, с которой пятидесятилетний Баскин лично вникает в сельскохозяйственные тонкости, интересуемся, стоит ли так напрягаться. «Если ты не увлечен, не вовлечен, не готов работать без выходных — результата не будет. И перед глазами таких примеров очень много: в России даже при колоссальном уровне господдержки есть примеры громких банкротств агрохолдингов, где собственники не были вовлечены в проект, где, заработав денег, люди пытались рулить бизнесом из Европы. Это не работает. Команда должна видеть, что руководитель этим живет, тогда будет отдача», — резюмирует он. В ближайшее время расслабляться команде точно не придется.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бывший инженер-физик, с головой ушедший в агробизнес, Баскин претендует на треть белорусского рынка курятины и входит в топ-7 в России. Об амбициях крупнейшего...
|
|