Экономические тезисы предвыборных программ кандидатов на президентский пост содержат популизм, противоречивость и бессистемность. К такому заключению пришли эксперты «Либерального клуба».
Анализ программ основывался на их содержании и не зависел от личности кандидата или его политических воззрений. Для удобства предложения были сгруппированы по 18 направлениям — от политики в части доходов населения до международной экономической политики.
Общее число предложений на четырех кандидатов — 91. Больше всего в экономике предлагает изменить действующий президент Александр Лукашенко — 34 предложения; меньше всего — председатель Белорусской патриотической партии и верховный атаман РОО «Белорусское казачество» Николай Улахович с 10 предложениями.
Приоритетность и конкретика
Исходя из разброса тем по выделенным группам, эксперты попытались выделить экономические приоритеты в программах кандидатов в президенты.
Так, в тезисах программы лидера Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича они отмечают три экономических приоритета:
— повышение доходов населения (в том числе пенсий);
— государственная поддержка тех секторов экономики, которые являются наиболее конкурентоспособными (вне зависимости от формы собственности);
— борьба с теневым сектором экономики.
«Однако детального описания механизма отбора конкурентных отраслей, источников средств для повышения доходов населения и способов борьбы с «тенью» в программе нет», — отмечает эксперт «Либерального клуба» по экономике Антон Болточко.
В экономической части программы кандидата в президенты от кампании «Говори правду» Татьяны Короткевич эксперты практически не смогли выделить приоритетные направления. Из 18 групп ее предложения присутствуют в 14-ти.
По мнению аналитиков, Татьяна Короткевич сделала ставку на максимальный охват проблемных вопросов в экономике, что, скорее всего, связано с основой, на которой зиждется ее программа — вопросах «Народного референдума».
«С одной стороны, это позволяет охватить максимальный круг избирателей. С другой, без четкого понимания приоритетности в реформировании экономики, изменения теряют свою эффективность. А построение программы кандидата на основе опроса граждан страны напоминает цитату из автобиографии Генри Форда My Life and Work: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь», — полагает Антон Болточко.
Александр Лукашенко в своей программе определил три стратегические цели (занятость, экспорт, инвестиции) и основные способы их достижения:
— снижение инфляции;
— поддержка частного бизнеса и модернизация государственного сектора экономики;
— привлечение в страну инвестиций;
— повышение эффективности государственного управления.
Эксперты отмечают тот факт, что в программе действующего президента лучше всего проработаны конкретные шаги по решению поставленных задач.
Например, там, где остальные кандидаты обошлись одной фразой «упрощение системы налогообложения», Александр Лукашенко предложил запрет на повышение старых и введение новых налогов в течение пяти лет, а также любые изменения налогов — только в сторону уменьшения и упрощения.
«Однако у Лукашенко, как и у других кандидатов, достаточное количество откровенного популизма в форме пожеланий, а не конкретики. Так, «формирование Беларуси как крупнейшего регионального центра» и «вхождение Беларуси в число наиболее развитых стран мира в сфере информационно-коммуникационных технологий» скорее стоит рассматривать в качестве долгосрочных ориентиров, а не конкретных мер экономической политики», — подчеркивает Антон Болточко.
В программе Николая Улаховича экспертам очень сложно выделить приоритеты. Из общего количества предложений больше всего он уделил внимание налоговой и монетарной политике, предложив упростить налоговое законодательство, проводить «взвешенную» монетарную политику, а также обеспечить «прозрачное» ценообразование.
Противоречивость и бессистемность
В тоже время «Либеральный клуб» отмечает противоречивость предлагаемых изменений в экономической части программ кандидатов в президенты.
В частности, Сергей Гайдукевич одновременно предлагает государственную поддержку малого и среднего бизнеса и государственное стимулирование того, что он сам называет «легальным сектором» экономики. При этом кандидат ратует за снижение объемов государственного кредитования.
«Также в его программе рядом соседствуют рациональное предложение обеспечить прирост заработной платы исходя из производительности труда и достаточно противоречивые «доведение минимального размера заработной платы до уровня бюджета прожиточного минимума» и «повышение оплаты труда молодым специалистам для остановки оттока кадров», — подчеркивает Антон Болточко.
По его мнению, подобной противоречивостью наполнена и программа Татьяны Короткевич.
В ней, в частности, предлагается создание равных условий хозяйствования для всех форм собственности, хотя ниже по тексту ставка делается на государственный сектор экономики; выработка антикризисных программ для государственных предприятий, стимулирование наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, строительство новых предприятий в малых и средних городах.
Меньше противоречивых заявлений эксперты отмечают в программе Александра Лукашенко.
«Правда, можно отметить желание кандидата сократить внешний государственный долг и одновременно обеспечить устойчивый рост золотовалютных резервов, поддержание их на безопасном уровне. В текущей ситуации очень тяжело выполнить эти два обещания, так как уже не первый месяц официальный Минск ведет переговоры с основными внешними кредиторами о предоставлении Беларуси очередного кредита», — говорит Антон Болточко.
Экспертам не удалось оценить на противоречивость предложения Николая Улаховича, поскольку они в основном носят бессистемный характер.
Выводы
«Президентские выборы, как и любая другая политическая кампания, — это возможность и даже необходимость для лидеров мнений делиться своими идеями о том, как развивать страну. На фоне экономического кризиса количество такого рода идей должно только увеличиваться. Однако из-за особенностей политической системы Беларуси общественная дискуссия о путях развития страны явно находится в хронически недоразвитом состоянии», — делает заключение Антон Болточко.
По его словам, тот факт, что кандидат, который является действующим президентом и де-факто ответственен за кризис в системе, предлагает наименее противоречивую и наиболее систематизированную программу экономических изменений, говорит о многом.
«Во-первых, таким образом власть старается прийти к некоторому консенсусу среди правящей элиты в преддверии выборов и перетянуть на свою сторону часть электората, который еще способен верить обещаниям. Во-вторых, оппозиционные силы по каким-то причинам не считают разработку полноценной экономической программы, которая была бы конкурентоспособной и адекватной существующим реалиям, приоритетной для себя задачей. Вероятно, для этого нет и достаточного интеллектуального ресурса», — полагают в «Либеральном клубе».
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация является закономерным трагическим результатом особенностей построенной в Беларуси политической системы, а также фактически заключенного в ее рамках неформального пакта между властью и оппозицией о комфортных условиях сосуществования.