Беларусь откажется от дорогих кредитов
10.11.2015 12:00
—
Новости Экономики
|
Руководство Беларуси становится все более разборчивым в том, что касается получения зарубежных кредитов. Теперь задача – не просто получить хоть какой-то кредит, как было еще год-два назад, а взять в долг деньги на максимально выгодных для страны условиях. Это, как и ряд других признаков, указывает на то, что власти уверены в своих источниках финансовых поступлений в 2016 году. В понедельник, принимая с докладом министра финансов Владимира Амарина, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что, по его мнению, недопустимо брать межгосударственные кредиты под 7-8%. Да и в целом следует минимизировать проценты по привлекаемым внешним займам. Все это должно учитываться в рамках общей политики по ненаращиванию внешнего госдолга, его оптимизации. По словам Лукашенко, заимствования будущего года должны привлекаться под минимальный процент. Одновременно следует более активно искать внутренние источники для исполнения обязательств – такие, как доходы бюджета и внутренний финансовый рынок. Говоря о крупных кредитах от других стран, президент отметил, что в последнее время ему предлагают согласовать тот или иной межгосударственный кредит под 7-8%. Как пишет БелТА, Александр Лукашенко уверен, что такой кредит, на погашение которого придется тратить золотовалютные резервы, недопустим для государства, поэтому документы с такими предложениями сразу отправляются обратно. «Если это коммерческий кредит – другое дело, 7-8% это нормально. Но брать золотовалютные резервы, такие деньги дорогие, я считаю неприемлемым», – сказал глава Беларуси. Подобные заявления свидетельствуют о том, что руководство страны уверено в стабильности своего финансового положения в 2016 году. В эту канву укладываются и другие моменты – например, объявленная Но в чем истоки такой уверенности? Во-первых, в Минске Заметим, что предыдущий кредит по программе stand-by на $3,46 млрд МВФ предоставлял Беларуси в 2009 году. Год назад наша страна по нему полностью расплатилась. При этом МВФ выдает кредиты по ставке 2,5-3% годовых, что, безусловно, очень выгодно для Беларуси. Для сравнения: в 2014 году Россия «Мы здесь по приглашению правительства Беларуси, для того чтобы обсудить экономическую политику страны и реформы и определить, достаточна ли база для совместной программы МВФ и Республики Беларусь», – заявил Питер Долман 9 ноября на брифинге в Минске. Он также рассказал, что сейчас рассматривается трехлетняя программа с акцентом на глубокие структурные реформы и усиление роли частного сектора. Одновременно он подчеркнул важность укрепления соцзащиты, которой белорусские власти также уделяют особое внимание. Напомним, что есще весной этого года правительство Беларуси при поддержке Всемирного банка подготовило и передало МВФ так называемую дорожную карту по структурному реформированию экономики. В ней, в частности, говорится о сокращении финансирования госпрограмм, реформировании госпредприятий, отказе от практики перекрестного субсидирования, повышении тарифов на транспорт и жилищно-коммунальные услуги. Также недавно стало известно, что правительство России Наконец, для руководства Беларуси сохраняется возможность «неожиданно» согласиться на размещение в стране Таким образом, вырисовывается относительно неплохая картина: подрастут доходы от нефтепереработки, уже заключены на 2016 год экспортные контракты по продаже калийных удобрений, МВФ готовится дать кредит, да и от России (или от ЕФСР, что почти одно и тоже) кредит тоже вполне возможен. С другой стороны, по мнению эксперта БДГ, на самом деле не все так гладко, и заявление Лукашенко о слишком дорогих кредитах, которые ему «предлагают согласовать» – это просто «дымовая завеса». «Руководство Беларуси лихорадочно ищет валюту, чтобы не допустить повторение кризиса, аналогично 2011 году. На инвестиции рассчитывать не стоит, внутренние источники ограничены, да и немного их осталось. Остаются внешние кредиты. Но суверенные займы достаточно дороги – те самые 7-8%, которые не устраивают руководителя Беларуси. Момент, когда можно было привлечь ресурсы под 5-6%, был упущен пару лет назад, – считает экономист Владимир Артюгин. – Поэтому белорусская сторона так обхаживает международных кредиторов. В принципе, и МВФ, и ЕФСР готовы предоставить кредиты Беларуси, но выдвигают определенные условия. И если на ужесточение денежно-кредитной политики (контроль за печатным станком) белорусская сторона согласна, то на структурные реформы (резкое сокращение доли государства в экономике) определенно нет. Из-за этого все и зависает». По мнению эксперта, внешняя конъюнктура ухудшается как в экономике (низкие цены на нефть), так и в политике (Россия и Запад все больше расходятся в направлениях экспансии). В результате Беларусь все меньше интересует ведущих игроков, из-за чего ужесточаются условия выделения кредитов. Поэтому белорусская сторона, на словах декларируя свою «жесткость» (отказ от реформ по модели шоковой терапии), в реальности постепенно сдает свои позиции. «Заявления о готовности брать только недорогие кредиты и об однозначной инфляции в следующем году – это из серии "лучше быть богатым и красивым..." и "съесть то он съест, да...". Беларусь уже потеряла возможность перебирать варианты, – уверен Артюгин. – Нужно или соглашаться на условия кредиторов, выторговывая себе небольшие уступки, или уходить в длительную полосу кризиса. По всей видимости, руководство Беларуси выбрало первый вариант. И планируемая деноминация в 2016 году тому подтверждение – без жесткой денежно-кредитной политики и достаточно высоких ЗВР эта затея бессмысленна». Между тем, за октябрь Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Руководство Беларуси становится все более разборчивым в том, что касается получения зарубежных кредитов. Теперь задача – не просто получить хоть какой-то кредит,...
|
|