Новый декрет президента нацелен на призвание инвесторов к дисциплине и привлечении к ответственности. 21.by

Новый декрет президента нацелен на призвание инвесторов к дисциплине и привлечении к ответственности

17.11.2015 17:38 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Слухи о грядущих изменениях в один из основных документов, определяющих порядок и условия инвестирования в Беларуси (декрет № 10 от 6 августа 2009 года “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”) появились около полутора лет назад. Однако только на днях (14 ноября) новая редакция декрета об инвестициях увидела свет. Впрочем, никаких новых существенных льгот и преференций новая редакция декрета инвесторам не предоставляет, революционных изменений не содержит и никакой новый преференционный инвестиционный режим не создает. Скорее, целью документа видится упорядочивание отношений государства и инвесторов в области призвания последних к дисциплине и привлечения к ответственности.

Основные нововведения свежеиспеченного декрета № 8 изложила TUT.BY партнер адвокатского бюро "ВМП Власова, Михель и Партнеры" Екатерина Забелло.


- Кто и в каких случаях вправе заключить инвестиционный договор?

- Инвестиционный договор может заключаться только в целях реализации проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики). Приоритетные виды деятельности определяются Советом министров. До изменения законодательства инвестиционный договор мог заключаться в целях реализации любого инвестиционного проекта (при наличии согласия государства заключить договор с инвестором, разумеется).

- Какой порядок заключения инвестдоговора?

- В зависимости от того, претендует ли инвестор на дополнительные  льготы и преференции (кроме предусмотренных законодательством) или нет, инвестиционный договор заключается либо на основании решения уполномоченного государственного органа или исполкома, либо на основании решения Совмина по согласованию с президентом. Аналогичный порядок существовал все последние годы, новшеством можно назвать разве что порядок взаимодействия государственных органов и исполкомов с другими государственными органами в вопросах предоставления информации, необходимой для заключения инвестдоговоров.  Такая информация должна предоставляться в течение десяти дней с даты получения соответствующего запроса.  

- Может ли проводиться конкурс по выбору инвестора?

- Новая редакция декрета предусматривает, что при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестпроекта на одном и том же земельном участке, инвестиционный договор заключается по итогам конкурса по выбору инвестора.

- Какие нововведения вносятся в содержание инвестиционного договора?

- Отныне инвестиционные договоры в обязательном порядке должны будут содержать следующие новые условия:

  • обязанность инвестора возместить Республике Беларусь суммы предоставленных льгот и преференций в случае, если договор прекращается по любому иному основанию кроме исполнения;
  • обязанность инвестора письменно уведомить государство о реорганизации или изменении собственника или состава участников инвестора не менее чем за два месяца до их осуществления. При этом, если со стороны государства поступят возражения по вопросу планируемой реорганизации или изменении собственника (состава участников), а инвестор все равно их осуществит, Республика Беларусь вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. Исключением являются лишь случаи реорганизации государственных УП в ОАО, а также изменение состава участников вследствие смерти учредителей – физических лиц;
  • обязанность государства возместить инвестору убытки, причиненные вследствие незаконных действий (бездействия) должностных лиц государства. Насколько известно автору настоящего материала, вокруг включения этой обязанности в текст Декрета было сломано немало копий, однако в итоговой версии она сохранилась, видимо, как хотя бы один из немногих реверансов в сторону инвесторов.

 

- На новые льготы и преференции инвестор может рассчитывать?

- Без аукциона инвесторам могут предоставляться не только права аренды земельных участков, но и права проектирования и строительства, а также права собственности на земельные участки. При этом участки могут предоставляться только из перечней земельных участков для реализации инвестиционных проектов. 

- Что касается ответственности инвесторов, то какие здесь новации?

- Практика уже давно шла по пути взыскания с инвесторов-нарушителей сумм предоставленных им льгот, но четкое нормативное оформление такая практика получила лишь сейчас: в случае прекращения инвестдоговоров по любым основаниям, кроме исполнения обязательств, инвесторы обязаны возместить Республике Беларусь суммы всех предоставленных льгот и преференций, а также уплатить предусмотренные договорами штрафы и неустойки. Помимо этого, инвесторы обязаны возместить сумму НДС и таможенных пошлин, по которым была предоставлена льгота. Требование о возмещении льгот и уплате штрафов и неустойки не предъявляется только инвесторам, договор с которыми прекращается из-за незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов.

Прекращение инвестдоговора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением инвестором обязательств по нему является также основанием для изъятия предоставленного земельного участка.

- Можно ли завершить строительство без инвестдоговора?

- Да, новая редакция декрета определяет такую возможность и процедуру, которая до сих пор была достаточно затруднительной, а в ряде случаев (если истекали сроки аренды предоставленных инвесторам земельных участков) - и почти нереальной. С учетом финансовых возможностей инвестора, а также степени готовности объекта, в отношении инвестора, не завершившего строительство в срок, может быть принято решение о предоставлении ему земельного участка без аукциона с внесением платы за право заключения договора аренды земли. Соответственно, он будет иметь возможность завершить начатое строительство, но уже без инвестиционного договора и присущего ему объема льгот и преференций.

Если же участок у инвестора все же изымается, реализация уже построенных на нем объектов происходит через публичные торги. Инвестор, у которого изымают земельный участок, вправе рассчитывать на возврат документально подтвержденных затрат на строительство, но не более сумм, полученных в результате торгов.

- Можно ли уменьшить размер ответственности?

- Да, с учетом объема вложенных инвестиций и степени готовности объектов даже в ситуации неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по инвестдоговорам инвесторы могут быть полностью или частично освобождены от возмещения льгот и преференций – по решению Совмина по согласованию в президентом, от уплаты договорной неустойки (пени) – по согласованию с органом, заключившим договор от имени Республики Беларусь

Новая редакция декрета вступает в силу в мае 2016 года. До указанного времени Совету Министров предписано обеспечить приведение актов законодательства в соответствии с новой редакцией, а также принять иные меры по его реализации.

-  Что делать тем, кто уже заключил инвестдоговоры?

- В заключенные договоры могут быть внесены изменения (обязанности такой нет). Однако, практика последних лет показывает, что вероятнее всего, после вступления новой редакции декрета в силу, государственные органы будут проявлять достаточно настойчивую инициативу по изменению действующих договоров.

- Чего, на ваш взгляд, нет в новой редакции декрета?

- Двух очень важных вещей, которые пока еще сохраняются в старой редакции: прямого указания на орган рассмотрения споров между инвесторами и государством, а также прямого запрета на  совершение сделок со строящимися инвестиционными объектами и земельным участком до завершения строительства.

Первое вселяет надежду на то, что использование иностранных арбитражей в спорах между инвесторами и государством получит наконец значительно более широкое распространение, второе – что здравый смысл победил, и инвесторы, которые с 2011 года были ограничены в возможности привлекать внешнее финансирование по инвестдоговорам, теперь такую возможность получат снова. С другой стороны, теперь инвесторы лишатся возможности беспрепятственно проводить реорганизацию или смену собственников, но все не бывает хорошо одновременно.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Слухи о грядущих изменениях в один из основных документов, определяющих порядок и условия инвестирования в Беларуси появились около полутора лет назад. Однако...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика