Коммерческие банки на минувшей неделе получили от регулятора ценное указание — придерживаться официального курса рубля и сильно от него не отклоняться. По мнению экспертов, власти своими действиями стараются не допустить паники и спекуляций, которые могут лишь усилить и без того высокое давление на курс национальной валюты.
Согласно рекомендации Нацбанка, курсы иностранных валют в обменных пунктах страны могут отклоняться от официального курса не более чем на 2%.
Обменники стали почти одинаковыми
Мировые цены на нефть на минувшей неделе достигли рекордных минимумов, что провоцировало постоянное ослабление как российского, так и белорусского рубля.
Американская валюта в коммерческих банках Беларуси на этом фоне стала дорожать, и уже 14 января в ряде банков курс доллара преодолел психологическую отметку 20 000 рублей. На табло отдельных банков появился курс 20 100 рублей, разница с официальным курсом увеличилась до 3-4%.
После этого Нацбанк решил напомнить банкам о дисциплине. По информации БелаПАН, 14 января банки получили от Нацбанка устную рекомендацию придерживаться официального курса белорусского рубля.
Суть указания сводилась к тому, что курсы иностранных валют в обменных пунктах могут отклоняться от официального курса не более чем на 2%. После этой рекомендации практически все коммерческие банки 14 января понизили курс доллара и установили его в обменниках на отметке 19 900 рублей.
И последние три-четыре дня белорусские банки придерживаются установленного административного ограничения — курс доллара в обменных пунктах отклоняется от официального не более чем на 2%.
«На рыках соседних стран, которые сталкиваются с девальвацией национальной валюты, мы также видим массу административных ограничений. Практика теоретически неправильная, противоречит канонам рыночной экономики, но в тяжелой ситуации к ней прибегают практически все, чтобы ограничить спекуляции и панические настроения», — отметил в комментарии для БелаПАН старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
Рост волатильности котировок на рынке Беларуси в настоящее время может быть обусловлен тем, что в условиях постоянного роста курса доллара участники валютных торгов заинтересованы ограничивать предложение иностранной валюты.
«Валюту, которую банки продают сегодня, не всегда понятно, по какому курсу удастся завтра откупить на бирже. Банки, если существует возможность зарабатывать, они будут работать. Если такая возможность сокращается — они станут занимать выжидательную позицию. В убыток никто работать не станет», — говорит эксперт БелаПАН в финансовых кругах.
Одна из серьезных проблем белорусского валютного рынка — низкая ликвидность, то есть относительно малый объем валюты на покупку и продажу. В этом случае сокращение предложения валюты со стороны участников торгов может заметным образом влиять на динамику обменного курса.
«Поэтому административные шаги Нацбанка на наличном рынке, направленные на снижение волатильности, можно оправдать», — считает Вадим Иосуб.
Эксперт предполагает, что с целью снижения девальвационных ожиданий и подавления панических настроений Нацбанк мог бы даже усилить административное воздействие на рынок.
«В нынешней ситуации Нацбанку можно было бы усилить административное давление и увеличить валютные интервенции, чтобы курс доллара рос не каждый день, и тем самым сбить девальвационные ожидания. Другое дело, что возможности для интервенций у Нацбанка ограничены из-за низкого уровня золотовалютных резервов», — констатирует Вадим Иосуб.
В этой ситуации наиболее вероятным сценарием видятся попытки Нацбанка сбивать краткосрочные всплески на валютном рынке, но долгосрочная динамика обменного курса будет зависеть от рыночных факторов.
Прогноз придется переделывать, курс переписывать
Внешняя конъюнктура, которая влияет на динамику обменного курса, пока лишь подогревает ситуацию на валютном рынке. Цены на нефть, от которых зависит курс как российского, так и белорусского рубля, в конце минувшей недели опустились ниже 30 долларов за баррель.
В мире существуют разные ожидания относительно дальнейшего развития событий. Можно выделить два основных допущения.
Первое строится на том, что нефтяные компании станут сокращать добычу нефти из-за низких цен на углеводородное сырье. К слову, Минэнерго России на днях заявило, что если мировые цены будут оставаться на низком уровне длительное время, российские компании могут в 2017 году пересмотреть объемы добычи нефти.
«Можно предположить, что цены на нефть приблизились ко дну, и дальнейшее падение стоимости черного золота будет невыгодно как нефтедобывающим компаниям, так и отдельным нефтяным государствам», — говорит аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
В свою очередь, сторонники пессимистичного сценария предполагают, что цены на нефть могут в будущем продолжать снижаться из-за увеличения объемов ее предложения на мировом рынке.
К слову, в минувшие выходные США и страны Евросоюза приняли решение о снятии санкций с Ирана, и иранские власти уже успели заявить, что планируют увеличить в 1,5-2 раза экспортные поставки углеводородного сырья. (Для справки: Иран входит в четверку ведущих поставщиков нефти на мировом рынке.)
Появление новых объемов черного золота уже вызывает озабоченность у мировых нефтяных держав. 17 января информационные агентства сообщили, что снятие санкций с Ирана обрушило биржу в Саудовской Аравии, которая занимает второе (после России) место в мире по запасам нефти.
В общем, обстановка на нефтяном рынке остается напряженной, и оснований для роста цен на черное золото до 50 долларов за баррель в упор не видно. А ведь именно на этот параметр ориентировались экономические власти Беларуси, утверждая прогнозные документы на 2016 год.
Очевидно, и прогноз социально-экономического развития, и бюджет на нынешний год придется пересматривать с учетом снижения мировых цен на нефть.
К слову, закладывая 50-долларовую цену на нефть, белорусские власти предполагали, что доллар в стране к концу 2016 года будет стоить 19 350 рублей. Однако уже сегодня доллар в обменниках дешевле чем за 20 500 рублей не купить.
«Исходя из текущих тенденций, целесообразна разработка альтернативных сценариев социально-экономического развития. Правительство должно иметь разные сценарии, чтобы можно было оперативно корректировать доходы и расходы бюджета», — говорит Александр Муха.
По информации БелаПАН, программу деятельности правительства на 2016 год в парламенте планируется рассмотреть в конце января. К тому времени могут стать известны новые прогнозы экономических властей на нынешний год, в том числе и по обменному курсу белорусского рубля.