Стоит ли "Беларуськалий" 32 млрд? Белорусы, наконец, могут узнать реальную цену "фамильного серебра"
05.03.2016 13:26
—
Новости Экономики
|
Эксперт напоминает, что с идеей создания мегарегулятора Нацбанк носился с 2012 года, многократно аргументируя свою позицию и постепенно получив дополнительные полномочия по регулированию, в частности, рынков лизинга, форекса, микрофинансовых организаций. Но принятие решения о передаче Национальному банку полномочий по регулированию страховой деятельности и рынка ценных бумаг президент Аргументация при этом на совещании озвучена такая: «Страны используют разные системы регулирования финансового рынка. В Беларуси будут руководствоваться своим опытом, потребностями и нынешней ситуацией. Были взвешены все риски от принятия такого решения. Монопольное регулирование не всегда может идти во благо. Банки также оказывают страховые услуги. На данный момент между ними и страховыми компаниями есть конкуренция, а, значит, потребители имеют больше возможностей для выбора. Нацбанк же занимается развитием банковского сектора. Не исключено, что ему бы и стал отдавать приоритет регулятор в случае расширения своих полномочий». «На самом деле это неправда, — отмечает Чалый. — Банки не оказывают страховые услуги и со страховыми компаниями никак не конкурируют. Так что это объяснение — скорее создание дымовой завесы». Он напоминает, что у нас на страховом рынке доминируют госкомпании, а в некоторых страховых услугах они просто монополисты. Так что страх монополии удивляет: «Монополия может быть на рынке, но опасения монополии регулятора — это бред». Причем, добавляет он, в Беларуси уровень развития страховых услуг неудовлетворительный — в разы хуже, чем в Европе и США. Несмотря на то, что регулировать страховую деятельность и рынок ценных бумаг по-прежнему будет Минфин, президент решил наделить Нацбанк контролирующими полномочиями в этих сферах, обещав при необходимости принять соответствующий нормативный правовой документ. В таком режиме планируется работать в течение года, чтобы затем вернуться к этому вопросу. Странными показались Сергею Чалому и аргументы по Банку развития, который отдали под контроль регулятору. «Что касается Банка развития, то на данный момент он в целом выполняет функции банков, за исключением обслуживания населения. Поэтому передача Нацбанку регулирующих полномочий в отношении БРРБ — логичное и согласованное со всеми заинтересованными сторонами решение», — Через день президент вернулся к теме развития финансовых рынков, «С приватизацией, у нас все складывается так же, как и с рынком ценных бумаг и страхования — все есть, а рынка нет. То есть, есть инфраструктура, есть агентство, есть якобы простые и понятные правила. И при этом всего одна сделка за прошлый год…», — констатирует Чалый. «Перед теми, кого называют романтиками или либералами, ставят проблему, они дают четкие рекомендации, как ее решать, а потом из этой четкой пирамиды власти начинают доставать неугодные им „кирпичики“. Пирамидка какое-то время держится, а потом — падает. И мы начинаем удивляться, что их концепция не работает», — продолжает он. И хотя вопрос приватизации в последнее время практически исчез с повестки дня, в начале марта он воскрес в виде Стоит сказать, напоминает Чалый, что принятие указа о депозитарных расписках обсуждалось в коридорах власти уже давно. В частности, в ноябре 2012 года проект документа В тоге указ по депозитарным распискам, уверен Чалый, единственный полезный итог совещания. Он отмечает, что идея запустить механизм размещения депозитарных расписок «Если расписки заработают, сильные предприятия смогут заимствовать, причем, не исключено, дешевле суверенных заимствований. Эти возможности появились у Беларуси сейчас, после снятия санкций. Теперь можно говорить о размещении еврооблигаций на самом деле, а не просто так. Конъюнктура уже прошлого года была лучшей и сейчас она хорошая, и при этом иностранные консультанты, необходимые для размещения, вновь готовы с нами работать», — аргументирует Чалый. Он отмечает, что такая форма привлечения ресурсов важна, потому что шансов быть привлекательным для инвестора больше: «Это размещение на привычных для инвестора площадках, в понятном им режиме, без всяких курсовых рисков». «Важно, — подчеркивает Чалый, — что при размещении такого пакета через IPO или депозитарные расписки у нас, наконец, появится рыночная оценка капитализации всей компании на конкретный момент времени. Именно поэтому и важно было размещение бондов — в каждый конкретный момент времени можно оценивать, как серьезные международные инвесторы относятся к возможности нашего правительства выполнять свои обязательства по внешним долгам. Это зеркало, в которое можно посмотреться. Тем более, что конечная цель этих преобразований — повышение капитализации наших активов, а не затыкание финансовых дыр, чем приходится заниматься сейчас». Он напоминает, что пока большинство оценок белорусских активов оказывалось не слишком привлекательными для инвесторов. В частности, речь идет о сумме в 32 млрд долларов за «Беларуськалий». В перспективе, добавляет эксперт, глава государства может вернуться и к предложениям о приватизации. «Пока возражения президента звучат как „а что мы будем делать, когда продадим и проедим то, что наживали поколениями“. То есть даже не предполагается, что деньги эти не обязательно проедать. Да и предприятия не будут „съедены“ — они сменят собственника, но могут гораздо эффективнее заработать», — резюмирует Сергей Чалый. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Стоит ли "Беларуськалий" 32 млрд? Белорусы, наконец, могут узнать реальную цену "фамильного серебра" Противоречивые сигналы и противоречивые решения становятся фирменным стилем в Беларуси. В начале марта президент зарубил амбиции Нацбанка, метившего в...
|
|