Справится ли обновленный Минторг с лобби в пользу госкомпаний и в ущерб частнику?. 21.by

Справится ли обновленный Минторг с лобби в пользу госкомпаний и в ущерб частнику?

06.06.2016 17:04 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На минувшей неделе Александр Лукашенко подписал указ о создании единого антимонопольного органа. В течение трех месяцев на базе Минторга должно быть создано Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Инициаторами создания мощного антимонопольного органа выступали бизнес-союзы. Но сегодня деловые круги говорят лишь спасибо «за шаг вперед», отмечая, что пока это «немного не то», о чем просил бизнес.

На новый антимонопольный орган возложены функции по противодействию монополистической деятельности и по развитию конкуренции на товарных рынках. В том числе речь идет о функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулирования цен и тарифов, контроля и регулирования потребительского рынка, в области госзакупок, рекламной деятельности и защиты прав потребителей. Ключевой целью нового министерства в сообщении пресс-службы президента названы «решение проблемы защиты внутреннего рынка путем создания равных конкурентных условий для всех его участников». «Создание единой самостоятельной централизованной системы антимонопольного органа обусловлено необходимостью защиты добросовестной конкуренции, создания цивилизованных и эффективных инструментов контроля ценообразования», — говорится в комментарии.

— По-любому это шаг вперед, но сказать, что это то, что мы просили, будет неправильно, — сказал TUT.BY сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Мы хотели независимый, полномочный, компетентный государственный орган. Независимый в том числе и от Совета министров. Но пока он зависим от правительства. И, по нашей информации, может быть частично зависимымым и от облисполкомов.

Ему вторит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец:

— Можно было говорить, что это будет шаг вперед, если бы мы видели, что многое меняется в экономической политике. Скорее всего, они будут исполнять директивные указания правительства по сбережению той системы, которая у нас есть.

По состоянию на 12 мая в государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, значатся 164 предприятия. Среди них такие гиганты как БМЗ, «Белшина», «Нафтан», Мозырский НПЗ, «Беларуськалий», МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш». В телекоммуникационной сфере монополистами признаны мобильные операторы «Велком» и МТС, а также госоператор связи «Белтелеком». Им компанию составила и «Белпочта». В финансовой сфере в числе монополистов названы государственные Беларусбанк и Белагропромбанк, а также страховщик Белгосстрах.

Большинство из внесенных в перечень предприятий находятся в собственности государства. Однако эксперты отмечают, что реестр лишь в некоторой степени отражает уровень монополизированности белорусской экономики. Сегодня зачастую власти на местных уровнях продолжают принимать решения в поддержку своих производителей. Подконтрольные государству предприятия боятся конкурировать с частниками, защищаясь протекционистскими мерами.

Александр Швец был бы рад, чтобы новому антимонопольному органу удалось хотя бы побороть «главный бич» белорусской экономики: «тотальный протекционизм органов власти в пользу госпредприятий, но в ущерб частным». «Это уже будет много для нашей страны. А сказать, что они быстро перестроятся и перестанет существовать телефонное право, — конечно, нет», — отметил глава БНПА.

По словам Швеца, «главными нарушителями [антимонопольного законодательства] всегда были облисполкомы». «Они зачастую проводили решения, которые были выгодны их территориям. Даже если они входили в противоречие с законом. Местный антимонопольный орган был обязан реагировать на такие действия и подавал в суд. Но особо рьяным антимонопольщикам намекали, что, мол, они больше нигде в области не устроятся на работу», — говорит эксперт.

Министр торговли Владимир Колтович обещает с обретением новых функций побороть региональный протекционизм. «Мы будем очень внимательно смотреть за присутствием полного ассортимента производимой в Беларуси продукции во всех областных центрах», — сказал он.

Хоть антимонопольный орган будет полноценным министерством, а не департаментом при министерстве, эксперты сомневаются, что у нового госоргана будет хватать полномочий, чтобы отстаивать свои интересы на разных этажах власти. В России есть Федеральная антимонопольная служба, она тоже подчиняется правительству, но может, как минимум, спорить и отстаивать интересы даже в борьбе с такими крупными сырьевыми монополиями, как Газпром. Как поведет себя в разговоре «с серьезными структурами» новый антимонопольный орган Беларуси — «в этом основная интрига» для делового сообщества. «Сложно сказать, насколько они готовы вступить в диалог с „Белнефтехимом“ или облгазами, которые покупают газ в России по одной цене, а продают промышленным предприятиям в 2 раза дороже. Министерство экономики особо не лезло в эти вопросы», — сказал Маргелов.

Эксперты считают, что фактически происходит смена вывески и расширение функций самого Минторга. В его состав передаются Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома. Но Минторг и сейчас активно выполняет те функции, которые необходимы властям: контроль за ценами, субъектами хозяйствования. Эксперты не исключают, что реформирование Минторга инициировало правительство, чтобы формально выполнить одно из требований МВФ по созданию антимонопольных институтов для развития рыночной среды.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В течение трех месяцев на базе Минторга должно быть создание Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Инициаторами создания мощного...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика