Практика финансирования различных проектов посредством краудфандинга в Беларуси развивается стремительно, пишет БелаПАН. Такое мнение высказал руководитель проекта по белорусскоязычной озвучке фильмов kinakong.by Андрей Ким, выступая 9 июня в Минске на круглом столе Ассамблеи неправительственных демократических организаций, посвященном проблеме поиска местного финансирования для общественной деятельности в Беларуси.
Проект kinakong.by являет собой пример того, как заинтересованные граждане могут посодействовать общественно полезной деятельности. В частности, за деньги белорусов команда Кима при содействии профессиональных артистов постепенно переводит на белорусский язык чрезвычайно популярный в Европе мультипликационный сериал для самой младшей аудитории «Свинка Пеппа».
«С каждым месяцем планка [требуемых для проектов средств] растет, — сказал руководитель kinakong.by. — На мой взгляд, сегодня абсолютно без проблем можно собрать 200 млн. рублей — 10 тысяч долларов. Это психологическая отметка, которую пока еще никто не отважился собирать, но это абсолютно реально. В целом же, я думаю, на сегодняшний день серьезной кампании с серьезным подходом реально собрать 50 тыс. долларов на классно сделанный коммерческий проект. Больше собрать — пока слабо верится».
Павел Белоус, директор некоммерческой организации «Арт Сядзіба», которая занимается популяризацией белорусского языка, культуры и истории, отметил, что белорусы «не готовы давать [деньги] просто так, не получая ничего взамен». «Если ты что-то даешь, ты должен что-то получить взамен. Благодарность — это хорошо, но все же маловато. Должна быть компенсация твоего вложения, и важно, чтобы эта компенсация была креативной и оригинальной или материальной, стоящей», — пояснил он.
Успешные примеры сбора средств с помощью краудфандинга подстегивают людей активнее подавать свои проекты на платформы по общественному финансированию, отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН глава некоммерческой краудфандинговой платформы talaka.by Иван Веденин.
«Наша платформа изначально задумывалась как национально ориентированная, мы позиционировали себя как место сбора неравнодушных людей, — сказал он. — При этом случается, что приходит какой-то иной проект, который собирает деньги, тем самым доказывая остальным, что так тоже можно».
«Например, заведующая детским садиком из поселка Телеханы, которой что-то нужно было для оборудования учреждения, успешно провела кампанию, и одна мебельная фабрика предоставила ей все необходимое. И вот к нам уже обращаются другие детские сады, говорят, что они тоже так хотят. Получается, что идущие первыми задают тренды», — подчеркнул Веденин.
Своим опытом деятельности и получения финансирования на круглом столе поделились представители инициатив и организаций Гродненский детский хоспис, «Фалянстэр», «Лапа закону», «Мова Нанова», «МаеСэнс», «Гефира», «Город», «Идея».