Объединятся ли власть и бизнес для спасения МАЗа и МТЗ?
08.07.2016 12:42
—
Новости Экономики
|
Белорусское машиностроение с начала кризиса переживает не лучшие времена. Долгое время этой сфере удавалось сохранять рабочие места и увеличивать объемы производства. — Однако это происходило в основном за счет преференций в торговле. И эти условия уже сегодня начинают меняться, — заявила профессор американского Университета Сетон Холл Маргарита Бальмаседа в своем докладе на семинаре «Выявление уязвимых секторов в странах Восточного партнерства», проведенном Центром социально-экономических исследований CASE Belarus. В обозримой перспективе Беларусь, по мнению эксперта, остается чересчур зависимой от внешней политики, которая оказывает заметное влияние на условия импорта энергоресурсов и экспорта промышленных товаров на российский рынок. По данным Белстата, объемы производства машин и оборудования за пять месяцев этого года сократилось на 4,3%. Производство транспортных средств выросло на 2%, но при этом оно занимает второе место по уровню складских запасов. К 1 июня на складах пылились 817 грузовых автомобилей из 1347 произведенных за пять месяцев. За то же время в Беларуси собрали 359 автобусов (119 из них остаются на складах). Не распроданы и 5 тысяч тракторов (с начала года их собрали 16 тысяч). Можно ли возродить автопром? Руководитель CASE-Belarus Серж Навродский предлагает четыре варианта: от менее затратного до самого масштабного и радикального. Меньше разбазаривать ресурсыСамый простой путь — пересмотр того, куда направляются инвестиции и ресурсы, сокращение ненужных трат, стремление к максимальной экономии и эффективному результату. А также увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. — Упор на товары с высокой добавленной стоимостью предполагает развитие тех секторов машиностроения, которые реально выгодны, — это видно в балансах предприятий и отраслей, — комментирует эксперт. Предложенные меры помогут улучшить конкурентоспособность белорусских производителей на рынке ЕАЭС и разнообразить ассортимент продукции, подходящей для экспорта. Экономист отмечает, что в последнее время белорусское правительство использует этот блок. Хотя попытки получить результат не совсем удались из-за внутренних проблем и внешних шоков. Цены ниже, качество вышеВторой вариант включает меры по снижению стоимости продукции и улучшению ее качества. Вдобавок предстоит поработать над совершенствованием корпоративного управления и минимизацией государственного вмешательства в производство. Такой подход можно использовать для разгрузки существующих складских запасов и обеспечения для белорусского машиностроения как производителя дешевого, но качественного продукта лучшего положения на рынке Евразийского экономического союза. — Беларусь сильно зависит от импорта машиностроительных компонентов, многие из которых не очень высокого качества. Но ведь можно сделать так, чтобы компании первого уровня — поставщики для крупных предприятий — развивались внутри страны. Если создать условия для их успешной работы, эти компоненты могли бы поставляться и в другие страны, — говорит экономист. Наладить в Беларуси производство комплектующих для легковых, пассажирских и грузовых автомобилей, тракторов можно после реструктуризации. Например, из состава МТЗ и МАЗа выделить небольшие предприятия, которые будут специализироваться на производстве компонентов. Разработка компонентов приведет к улучшению торгового баланса и диверсификации экспорта. Это, в свою очередь, может смягчить уязвимость машиностроительного сектора Беларуси. Сочетание стратегии повышения качества и совершенствования собственного производства компонентов сократит и импортные риски сектора. Начать с нуляСамый радикальный вариант предполагает полную реструктуризацию всех действующих предприятий. Это подразумевает их разделение — отдельно производство и отдельно сбор. Некоторые затратные и малоэффективные части производства придется закрыть. В этом сценарии также предстоит решить проблему взаимодействия госструктур с инвесторами и менеджерами компаний. Предполагается приватизация некоторых предприятий. Изменения в собственности и в структуре отрасли, наряду с улучшением качества управления, позволят привлечь иностранных инвесторов и современные технологии, улучшение производительности и сокращение затрат, что, в свою очередь, способствует повышению качества продукции, запуску новых продуктов и выходу на новые рынки. Однако в этом случае, по мнению Сержа Навродского, немалая часть работников вынуждена будет сменить место работы. Что если ничего не менять?— Можно оставить все как есть, то есть позволить неэффективным предприятиям работать как раньше, — отмечает Серж Навродский. — Тогда параллельно стоит создавать условия для развития новых машиностроительных цехов, частного сектора. Бизнес сам решит, какое производство и когда создавать. Не надо низких налогов или иных временных поблажек. Просто стоит создать стабильные условия, гарантируя законодательно, что они не поменяются на протяжении десятка лет, обеспечить образование профессионалов и создание инфраструктуры. По мнению эксперта, при любом варианте развития событий предстоит решить проблему сотрудничества органов власти разных уровней с компаниями, а чиновникам — разговаривать с инвесторами и бизнесом на одном языке, ориентируясь не на показатели, а на экономические приоритеты. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
К 1 июня на складах пылились 817 грузовых автомобилей из 1347 произведенных за пять месяцев. За то же время в Беларуси собрали 359 автобусов (119 из них остаются на...
|
|