Легко ли в Минске найти хороший офис?
14.01.2018 17:12
—
Новости Экономики
| realt.by
Источник материала: realt.by Основной спрос — на офисы 250-500 «квадратов» — Такое помещение было даже сложно найти, когда рынок был на подъеме. Сейчас, в ситуации, когда качественных предложений почти не осталось, задача для консультантов, которые подбирают офисные пространства для своих клиентов каждый день, намного усложнилась, дополняет Руслан Воронецкий. Так, например, на сегодняшний день в новой системе подбора офисов компании Ставки в таких помещениях варьируют от 8 до 19 евро с НДС, без учета коммунальных и эксплуатационных услуг и зависят в первую очередь от месторасположения и качества ремонта. Однако при более близком знакомстве с клиентом и требованиями, предъявляемые им к офису, выясняется, что из 17 вариантов подходящими для него являются не более 5. Арендатора не удовлетворяют либо высокие арендные ставки, либо большое расстояние до остановки общественного транспорта, либо плохой ремонт и плохая работа инженерных систем в здании или вовсе их отсутствие. Но и это еще не все. Рассматривая более детально оставшиеся 5 вариантов офисов с учетом оборудования рабочих мест, их себестоимости, арендной ставки, гарантийного платежа, грузопереезда, стоимости дополнительного ремонта, размера арендных каникул и других факторов, выясняется, что для компании подходящими являются не более 1-2 офисов, а то и вовсе ни одного. Тем не менее, говоря об общей ситуации, консультант отмечает, что больше всего на рынке предлагается офисов площадью 250-500 кв.м. Их можно найти в таких бизнес-центрах, как «Титан», RivieraBusiness, «Академия», CleverPark, Metropol, Terrum и других. Они востребованы IT-компаниями, которые продолжают расти, логистическими и фармацевтическими компаниями, компаниями сферы FMCG, крупными международными представительствами. Например, сегодня IT-компании, имеющие офисы площадью 1000 кв.м, расширяются и вынуждены дополнительно брать в аренду свободные в здании блоки по 250-500 кв.м или освободившиеся прежними арендаторами. — В целом сейчас на рынке мы наблюдаем трэнд быстрой ротации арендаторов, когда срок экспозиции становится все меньше и меньше, и после выезда одного арендатора помещение сразу занимает следующий. Такие варианты часто не успевают выйти на рынок, а, следовательно, компании, которые ищут офис, рискуют не узнать об этом и упустить такой вариант, — рассказывает Руслан Воронецкий. Сокращение предложения в период 2016-2017 годов, параллельный рост IT-сектора и желание международных компаний открыть представительства стали причиной превышения платежеспособного спроса над качественным предложением. Как следствие, ставки аренды стали расти не только по новым договорам аренды, но и по существующим. Эксперт констатирует, что в текущем году отложенный спрос не будет удовлетворен, так как ожидается ввод лишь одного объекта — БЦ «Академия». К настоящему времени он уже практически полностью заполнен. БЦ «Абшерон», где в 2017 году сложились одни из самых высоких арендных ставок, имеет вакансию менее 5%. То же можно говорить и о БЦ на Кольцова, хотя он и уступает бизнес-центрам «Академия» и «Абшерон». Снять небольшой офис гораздо сложнее — При общей тенденции роста интереса арендаторов к средним и большим площадям арендаторы небольших помещений, в частности, в 50-100 кв.м, численно преобладают. И это закономерно, поскольку в Минске насчитывается 51,5 тыс. субъектов хозяйствования, из них 41 тыс. — это малые организации. Поэтому численно они и доминируют среди арендаторов и суммарно занимают значительную валовую арендную площадь, — рассказывает Сенкевич Сергей, старший аналитик департамента исследований и консалтинга Colliers International в Беларуси. Такие арендаторы снимают не только помещения в старых административных зданиях с коридорной кабинетной системой, но и в новых офисных зданиях, прежде всего класса В2, строившихся долевым способом. Сама по себе «долевка» предполагает небольшую нарезку помещений, которые удобно предлагать и на стадии строительства и после ввода объекта в эксплуатацию малому бизнесу. Снять в аренду небольшой офис можно и в некоторых бизнес-центрах, имеющих специфическую конструкцию (панель). Примерами могут быть бизнес-центры «Пушкинский», «Каменногорский», «Софит». Что касается ставок, то в этом сегменте офисов говорить о них сложно. В целом «квадрат» небольшого офиса в одном бизнес-центре обойдется арендатору на 8-10% дороже, чем среднего или крупного нежилого помещения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С подобным вопросом мы обратились к консультантам белорусского офиса Colliers International. Как оказалось, на столичном рынке найти офис для успешного ведения бизнеса...
|
|