100 дней правительства Сергея Румаса отметили символично — первой публичной президентской выволочкой. Мол, унаследовали от прошлого состава правительства беспринципность в выполнении поручений главы государства. Тут президенту, конечно, виднее. Но очевидно, что не только это унаследовала назначенная в августе команда.
То, что, пожалуй, самой молодой, ровной и сильной по составу команде правительства будет непросто, стало очевидно практически сразу. 18 августа президент назначил нового премьера, но раньше, чем тот успел присесть в кресло, в самом правильном СМИ вышла программная публикация главы КГК Леонида Анфимова со скромным заголовком «Какими нам быть». Гимн плановой экономике с некоторым избытком лошадиных метафор («отпусти вожжи и не остановишь») обозначил жесткую оппозицию вполне либеральной команде. «Я сегодня с содроганием думаю, что было бы со страной, если бы все раздали в частную собственность или закрыли неэффективно работающие предприятия. К этому тогда, и с удвоенной силой теперь, нас призывает разномастный хор рыночников, называя заводы „токсичными активами“», — пишет Анфимов.
И как после такого превентивного разноса браться за госсектор? Правильно — осторожно и заручившись поддержкой первого лица. В итоге самые жесткие заявления про проблемы слабого госсектора за эти сто дней мы услышали от главы миссии МВФ в Беларуси Жака Миньяна и президента страны Александра Лукашенко.
Первый указал, что объем прямых трансфертов в форме списания долга и рекапитализации для предприятий госсектора достигает немалых 1−2% ВВП в год, и без реструктуризации таких предприятий сложно говорить о возможности сокращения этих трансфертов. Рецепт — бюджетная консолидация в размере 2% ВВП в течение двух-трех лет за счет сокращения бюджетных трансфертов слабым госпредприятиям.
Второй, которого обычно называют Первым, отчитал правительство: «По всей видимости, правительство пытается плавно обойти и проблему неэффективных предприятий, которую министры, да и губернаторы, привыкли закрывать бюджетными деньгами. Кроме того, практически остановилась работа по созданию лучших условий для инвестиций». Вот теперь за проблему можно браться — теперь это не «разномастный хор рыночников» клевещет на национальное достояние, а вдохновленное встряской правительство выполняет прямое указание главы государства.
Но неужели правительство не может решать давно очевидную проблему без всяких обходных маневров? Похоже, пока нет. Как не может додавить принятие Налогового кодекса без политического тяжеловеса Михаила Мясниковича. Не может с наскока отменить печально известный 488-й указ. Явно непросто будет реализовать отказ от уголовного преследования за налоговые нарушения.
Но сто дней — не срок. И, похоже, потенциал новой команды столь очевиден, что противостоять набору ею политического веса пытаются сразу несколько серьезных игроков белорусской номенклатурной поляны. Тут чего стоит одна история с представлением нового главы правительства в парламенте. Полный энтузиазма премьер не только рассказывает про новую программу правительства, но и анонсирует рекордное повышение пенсий, решает чувствительный для всех автолюбителей вопрос транспортного налога, говорит про последствия налогового маневра и переговоры с Россией по поставкам нефтепродуктов. Но все это транслируют читателям только негосударственные СМИ. Почему? А была просьба, говорят. Не выпячивать. Мол, сегодня в информационном пространстве должен доминировать другой человек (посещавший полигон в Ивацевичском районе).
Жалобы и просьбы доходят и до президента, который несколько раз разводит своих назначенцев «по полянам» после поступления «некоторых сигналов». То правительству напомнит, что оно будет «заниматься не только выработкой стратегии», мол «придется делать все — и навоз вывозить». То Администрации президента посоветует «заниматься своим делом», «а важнейшие экономические проблемы будут рассматриваться в правительстве, и важнейшие решения будут вырабатываться там».
В общем, в таких условиях построить и воплотить в жизнь грамотную кратко- и среднесрочную стратегию, или, как любит говорить президент, «расписать всю дистанцию» весьма непросто. Слишком велики затраты энергии на маневрирование.
Кроме того, не в пользу новой команды и внешние условия — цена нефти стремится опуститься ниже той, из которой посчитан бюджет, вопрос компенсации Россией последствий налогового маневра окончательно не урегулирован, нефтяная схема прикрыта. С инвестициями также есть вопросы — с одной стороны есть рост предпринимательской и ИТ-активности после принятия декретов № 7 и № 8, заметна попытка вернуться к некоторым громким делам, где частный бизнес был обижен, есть настойчивые попытки Министерства антимонопольного регулирования и торговли «прижать» государственных монополистов. С другой, наметился передел алкогольного рынка с вытеснением с него частных производителей. Есть «дело БелТА», подпортившее имидж Беларуси, только-только отмытый ИТ-позитивом.
А впереди еще, как говорит президент, политическая «вакханалия». Так что доживем до выборов. Это дедлайн повернее стодневного.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
100 дней правительства Сергея Румаса отметили символично - первой публичной президентской выволочкой. Мол, унаследовали от прошлого состава правительства...