Каждый предприниматель в своей жизни хоть один раз, но слышал об электронном документообороте, однако далеко не все точно знают, что именно он из себя представляет. Специалисты из Информационно-вычислительного центра Министерства финансов Республики Беларусь рассказали о том, как современные возможности упрощают нашу жизнь и ответили на самые популярные вопросы об электронном документообороте.
Что такое электронный документооборот? Какие преимущества он дает?
Электронный документооборот – это система процессов по обработке документов в электронном виде, реализация концепции «безбумажного делопроизводства». Благодаря этому человек может быть уверен, что его обращение или заявление не останется где-нибудь на полке или в папке в регистратуре и найдет своего адресата.
Эта система позволяет автоматизировать управление документами в государственных органах, банках, страховых и других организациях. Благодаря ей компания экономит не только бумагу, но и деньги. Здесь минимизирован человеческий фактор: ничто не будет забыто или утеряно.
Какие организации обязаны перейти на электронный документооборот?
Уже до конца 2019 года все государственные организации (более 17 тысяч) перейдут на электронный документооборот и будут подключены к системе межведомственного документооборота (СМДО).
К частным предприятиям таких требований нет. Однако уже сегодня они начинают переходить на электронный документооборот, чтобы оптимизировать внутренние бизнес-процессы и упростить общение с госорганами и другими организациями, подключеными к СМДО.
Что такое Система межведомственного документооборота (СМДО)?
СМДО – система, которая обеспечивает взаимодействие государственных органов и других организаций с помощью обмена электронными документами. Она создана для того, чтобы бумажной волокиты в госорганизациях стало меньше, а решения принимались быстрее. Время доставки электронного документа можно сравнить со скоростью обычной электронной почты, но, в отличие от e-mail, через систему СМДО организация получит юридически значимый электронный документ, заверенный электронной подписью.
В идеале для полноценной работы и переходу к безбумажному делопроизводству каждая система электроннного документооборота должна быть интегрирована с СМДО. Так, например, система DoxLogic-S уже сейчас предлагает модуль «СМДО», который позволяет отправлять, получать и хранить документы в соответствии с установленными государственными нормами.
Как правильно подключить электронный документооборот?
2. Получить электронную цифровую подпись. Для этого нужно собрать необходимые документы, оплатить счет и получить сертификат открытого ключа в одном из удостоверяющих и регистрационных центров.
3. Организовать VPN канал связи (виртуальная корпоративная сеть).
4. Подключиться к СМДО.
Что такое электронная цифровая подпись? Зачем она нужна?
Это обязательный реквизит электронного документа, защищенный особым ключом. По сути, это аналог обычной подписи, только в цифровом формате, а благодаря криптоключу ее невозможно подделать.
Заверять цифровой подписью документ можно автоматически как при его создании, так и на различных этапах его обработки (например, при согласовании или утверждении директором предприятия).
Как правильно хранить электронные документы?
Каждая организация самостоятельно выбирает место и формат хранения электронных дел и отдельных документов (если это не противоречит законодательству) и закрепляет это в своих внутренних нормативных правовых актах.
Допустимыми форматами документов в электронном виде являются:
Документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе (название организации, почтовый адрес, дата, регистрационный индекс, и т.д.). Исключение составляет изображение Государственного герба Республики Беларусь, а также оттиски печатей и штампов.
Какие документы можно перевести в электронный формат? Какие нельзя?
Большинство документов можно перевести в электронный формат: входящие и исходящие письма, докладные записки, заявления, приказы, счет-фактуры, договоры и дополнения к ним, отчеты и многие другие. Перечень таких документов организация определяет самостоятельно и закрепляет это в своих внутренних нормативных правовых актах, если это не противоречит законодательству.
Имеют ли силу электронные документы при работе с заграничными компаниями?
Пока электронный документооборот в основном осуществляется между организациями и компаниями, которые находятся в одной стране. Это связано с тем, что существуют различия в национальном законодательстве, в подходах к защите информации и так далее. Но уже есть предпосылки к тому, чтобы вывести обмен электронными документами на международный уровень.
Например, система DoXLogic-S опирается на законодательство Беларуси в сфере делопроизводства, но при этом ее можно настроить и на законодательство другой страны.
В ноябре 2016 года государствами ЕАЭС был запущен пилотный проект по тестированию решений для реализации электронного документооборота между странами, в том числе с использованием электронных цифровых подписей.
Имеют ли силу электронные документы, например, в суде или для аудиторов? Существует ли судебная практика по электронным документам?
Да, имеют. Электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Важно помнить, что электронным документом считается только файл с электронной цифровой подписью или копия, заверенная уполномоченным лицом.