Белорусские «Харлей» и «Дэвидсон»: как Старовольские и Пивоварский создали первый белорусский мотоцикл
23.08.2019 11:38
—
Новости Экономики
|
Как торговец швейными машинками, которые он продавал в царское время в магазине на Соборной площади в Гродно, эволюционировал в одного из крупнейших производителей велосипедов и мотоциклов во Второй Речи Посполитой (1921−1939 годы), — в первом материале TUT.BY из спецпроекта «Крэсовые миллионеры». Он посвящен расцвету и закату знаменитой велосипедно-мотоциклетной фирмы Niemen, созданной в 1920—1930-х годах прошлого столетия отцом и сыном Нохимом и Лазарем Старовольскими. Варшавское правительство, в марте 1921 года по Рижскому мирному договору получившее так называемые Kresy Wschodnie (территории Западной Беларуси и Западной Украины), мало интересует модернизация экономики этого обширного, но окраинного региона. На первом плане для Варшавы всегда военное и стратегическое положение нескольких западнобелорусских и западноукраинских воеводств как буферной зоны между коренными польскими землями и враждебным советским колоссом. Поэтому фактическое участие центрального правительства в экономике Kresow Wschodnich сводится в распространении монополии на самые прибыльные отрасли, которые должны обеспечить остро нуждающейся казне акцизные, концессионные и экспортные отчисления. В 1920-х годах Варшава устанавливает контроль над табачной фабрикой Шерешевских, национализирует и сдает в концессию спичечные фабрики «Прогресс-Вулкан» в Пинске и «Марголис и Иоселевич» в Гродно и организует вырубку на экспорт леса в огромных угодьях (включая Беловежскую пущу), переданных в подчинение Главному управлению государственных лесов (Dyrecii Naczelnej Lasow Panstwowych). Остальные, менее интересные и совсем неинтересные государству сферы на Kresach Wschodnich выделяются во фронтир для частного бизнеса — для инвестиций на его страх и риск. Другое дело, что самые технологические польские бизнесы, как и сегодня, делают ставку на европейский и мировой рынки, а международные инвесторы уровня GM, Fiat, Philips, Bata etc, учитывая прифронтовое положение крэсовых воеводств и незначительное число квалифицированных кадров там, предпочитают строить заводы и фабрики в центральной Польше. Исключением становятся только деревообработка, сбор и трансфер льноволокна, которые привлекают шведского миллиардера Ивара Крейгера, немецких, голландских инвесторов и около десятка варшавских и виленских лесопромышленников и льноэкспортеров. Спрос экономики Kresow Wschodnich на ту же машиностроительную продукцию обеспечивает сеть фирменных магазинов и дилерских складов, продающих продукцию заводов из Центральной Польши, европейских и американских фабрик. Собственное машиностроение — это эволюционировавшие и модернизированные предприятия, возникшие еще в царские времена. По-настоящему крупных фирм, регионального и национального масштабов, две. Одна из них — это лидская фабрика братьев Якуба и Эбера Шапиро. Она существует с 1900 года и производит сельскохозяйственные машины и чугунное литье, которые продаются, в том числе, на постоянном складе в Вильно. Вторая компания — это «Крэсова фабрика велосипедов и мотоциклов „Неман“ Н. Старовольский и Ко» («Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka») в Гродно. Отец и сын Старовольские и их партнер Пивоварский — одни из немногих, кто сумеет создать на Kresach Wschodnich успешный машиностроительный бренд и конкурировать в этой отрасли на национальном уровне.
«Зингеровский» периодКомпания Старовольских и Пивоварского, ставшая в 1921—1939 годах главным символом технологического прогресса на территории Западной Беларуси, ведет свою историю с 1894 года. В середине 1890-х годов на Соборной площади губернского Гродно в доме Фрумкина открывается магазин, в котором продаются швейные машины всемирно известного бренда Singer. Создатель империи The Singer Manufacturing Company Айзек Зингер сумел выделиться среди десятков других производителей швейных машинок, в первую очередь, благодаря своему know-how в продвижении продукции. Компания Singer считается родоначальником франчайзинга. Еще в середине XIX века она начинает заключать официальные договора, по которым ее торговые партнеры наделяются правами на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США. В 1877 году руководство The Singer Manufacturing Company доверяет ретрансляцию этого know-how на рынок одного из крупнейших государств мира Российской империи гамбургскому купцу Георгу Нейдлингеру. Георг Нейдлингер в качестве генерального дистрибутора в числе прочего получает право на бренд Singer в России и за двадцать лет делает его лидером рынка. В конце XIX века продукция The Singer Manufacturing Company продается через 65 партнерских торговых точек во всех уголках «единой и неделимой», включая Витебск, Минск, Могилев и Гродно. Дилерами Нейдлингера в Гродно становятся местные бизнесмены Зусман-Арон Гониондзский и его партнер Нохим Старовольский. В 1897—1902 годах американское руководство The Singer Manufacturing Company, заплатив Нейдлингеру немалые отступные за бренд, складские остатки и конторскую мебель, реорганизует российский бизнес — создает дочернюю компанию, строит завод в Подольске, а в торговле делает ставку на продажу через фирменные магазины (3 тыс. точек), собственных агентов-служащих (около 20 тыс. сотрудников) и доставку почтой. Бывшие дилеры, включая гродненчан Гониондзского и Старовольского, вынуждены искать новых поставщиков швейных машинок и дополнять или вовсе менять специализацию. Уже в 1902 году в статистическом справочнике «Вся Россия» в ассортименте магазина Гониондзского и Старовольского указываются и велосипеды. Роверы от СтаровольскихВ предвоенный период их магазин ничем не выделяется. Ничего не известно о том, как бизнес пережил оккупацию Гродно германскими войсками, период революционных бурь, советско-польскую войну и что стало с партнером Нохима Старовольского — Гониондзским. Сам Нохим в начале 1920-х годов продолжает торговать в Гродно швейными машинками и велосипедами. Покупателям предлагаются немецкие швейные машины Pfaff и Omega и немецкие велосипеды известного бренда Duerkopp. Новый этап в его бизнес-карьере наступает в 1926 году, когда партнерами Нохима Старовольского становятся его сын инженер Лазарь (он закончил в царское время один из вузов Харькова) и Исаак Пивоварский. Втроем они регистрируют компанию «N.Starowoski i S-ka» и начинают производство велосипедов. К этому времени в Польше выпускают велосипеды несколько компаний. Выделяются лодзинская фабрика «Wicher», предприятия Бронислава Варена и «Maison Ormonde» в Варшаве. Велосипеды для армии собирают государственные фабрики «Panstwowe Zaklady Lotnicze» в Варшаве и «Panstwowe Fabryka Broni» в Радоме. Самая крупная польская велосипедная фабрика «Tornedo», созданная в 1904 году, принадлежит Вильгельму Торнову и находится в Быдгоще. Здесь из немецких комплектующих штампуются велосипеды под брендами «Gromada», «Wisla», «Tornedo-Specjal» и «Tornedo-Original». В течение 1920−1930-х в Быдгоще будут открыты еще несколько велосипедных производств — местные фабрики обеспечивают около 60% всех объемов продаваемых велосипедов на рынке межвоенной Польши. Конструкционным лекалом для компании «N.Starowoski i S-ka» становятся немецкие модели, а источником комплектации — европейские и польские заводы. Ступицы колес импортируются из Германии, где находится один из мировых лидеров по их производству — компания Fichtel & Sachs. Хромированные диски, спицы и кожаные седла Старовольские заказывают в Латвии. Шины поставляет фабрика Stomil — один из лидеров польской химической промышленности. Рабочие фабрики «N.Starowoski i S-ka» собирают из всего этого две модели велосипедов — «Niemen» и «Wilja». Растущий спрос на них на Kresach Wschodnich (среди корпоративных покупателей, например, фигурирует почтовое отделение общепольской организации военного обучения) заставляет владельцев компании в начале 1930-х годов купить новое здание для расширения фабрики. Ее мощности составляют 15 тысяч «роверов» в год. В 1936 году, например, 100 рабочих выпускают 10 тысяч двухколесных друзей. Это значительный объем, учитывая, что велосипеды собирают в 1930-х около 30 фабрик. Один из лидеров рынка быдгощская «Tornedo» завершает 1936-й производственный год с показателями 5,5 тыс. велосипедов собственных марок и 30 тыс. велосипедных рам для других производителей. Перед войной в самом Гродно догнать Старовольских пытаются Гершон и Лейба Линник, запустившие фабрику «B-cia Linnik». Мотоциклетные перспективы и закат «Niemen»Старовольские не забывают «швейную тему» — их фабрика в начале 1930-х годов выпускает швейные машинки под брендом «Veritas». Но перспективу для бизнеса они видят в другом. В конце 1920-начале 1930-х годов страны Восточной Европы переживают мотоциклетный бум. В Советском Союзе в 1934 году запускается серийное производство тяжелых мотоциклов ПМЗ для Красной Армии на Подольском механическом заводе — бывшем заводе швейных машинок Singer. Их бывший дилер Нохим Старовольский в этом же году выводит на рынок мопед NiemenR75 с двигателем немецкой компании Sachs. А через два года, в 1936 году его компания, переименованная в «Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka», начинает серийное производство модных так называемых «сотней» — легких мотоциклов с объемом двигателей менее 100 куб. см. Первой моделью станет «NiemenR100». Популярность «сотней» у населения обусловлена невысокой ценой, а также тем, что для их вождения не требуется водительское удостоверение. В мотоциклах для гродненских конструкторов примером для подражания становятся британцы. Их компании — главные поставщики комплектации для «Niemen100DV» (с объемом двигателя 98 куб. см), «Niemen125DV» (125 куб. см) и «Niemen150DV» (150 куб. см). На большинстве моделей устанавливаются двигатели вулверхэмптонской компании «Villiers», британские топливные баки и фары. От мюнхенской компании «Sachs» Старовольские и Пивоваркий получают тоже двигатели, а также колеса. Шины поставляет польская фирма «Stomil». Мощности «Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka» по выпуску мотоциклов составляют 500 единиц в год. В первый год, согласно имеющейся статистике, выпущено 100 мотоциклов. Старовольские имеют некоторую фору перед конкурентами, которые позже идут в тему «сотни»: «Tornedo» и «Perкun», например, выходят в эту нишу в 1937—1938 годах. По разным оценкам, за 1936−1939 годы гродненская фабрика «Niemen» успеет выпустить от 300 до 500 мотоциклов. Они продаются не только на Kresach Wschodnich, но и в Центральной Польше — через торговое представительство в Варшаве. Самые ходовые модели «NiemenR100», «Niemen100DS» и «Niemen100DV» предназначены для перевозки одного человека, но предусмотрена установка дополнительного кресла. Мотоциклы активно используются для путешествий — при массе 70 кг «NiemenR100», например, способен развивать скорость до 60 км/ч, а емкость бака и расход топлива (2,25л /100 км) помогает преодолевать расстояния до 400 километров. При этом их стоимость относительно невелика — 900 злотых. Весной 1939 года Старовольские ставят на конвейер более мощные модели. В 1939 году планируется собрать 250 единиц «Niemen125DV» и «Niemen150DV». Но планам не суждено сбыться из-за вступления на территорию Западной Беларуси и Гродно советских войск. Фабрика, движимое и недвижимое имущество Старовольских и Пивоварского будет национализировано. Мотоциклетная программа сразу же свертывается, и предприятие некоторое время выпускает только велосипеды. После войны на его базе будет создан Гродненский завод бытовых приборов (после нескольких реорганизаций он как объединение «Волна» прекратит существование в 1996 году). В 1970-х годах его мощности будут перенесены на новое место, а историческое здание первой в истории Беларуси мотоциклетной фабрики в 2005 году преобразят в офисный объект. В 1939 году советские власти арестуют бывших хозяев «Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka». Как выяснит гродненский историк Виктор Саяпин, Лазаря Старовольского поместят в белостокскую тюрьму, где его следы и теряются. Нохим Старовольский вместе с семьей будет сослан в Казахстан, в 1946 году переедет в Польшу, а оттуда в 1948 году — в Израиль. Его внук Иосиф Старовольский возглавит гродненское землячество в Израиле. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как торговец швейными машинками, которые он продавал в царское время в магазине на Соборной площади в Гродно, эволюционировал в одного из крупнейших...
|
|