Озон не зря называют «самым загадочным компонентом атмосферы». С человеком у него крайне запутанные отношения. То он нам друг, то враг. Скажем, озоновый слой, тонкой вуалью (всего–то 3 мм!) окутывающий земной шар, «разоружая» на 99 процентов смертоносный ультрафиолет, — это безусловный «щит». А вот озон приземный, обязательная составляющая городских смогов, — самый настоящий «меч». Озон одновременно приравнивают и к боевому отравляющему газу, и к прекрасному естественному лекарству. А что вы удивляетесь? «Все зависит от дозы», — объясняют наши медики и... внедряют в практику новомодное понятие «озонотерапия». Дело пока идет медленно. Но, считают энтузиасты, верно.
Впрочем, относительно новизны понятия — бабушка тоже надвое сказала. Науке озон, по словам заведующей кафедрой физиотерапии и курортологии БелМАПО Анны Волотовской, известен с 1785 года: «Но свое название, которое в переводе означает «пахучий», он получил только через 60 лет. И вплоть до начала ХХ века никто не знал, что с ним делать. Лишь в 1911 году попытались применить озон для лечения... туберкулеза, но испугались: концентрации оказались слишком высокими». Прошло совсем немного времени — и к «пахучему» газу вновь обратились за помощью: на фронтах Первой мировой он шел как антисептик. Уже тогда за ним была замечена редкая способность — легко проникать сквозь клеточные оболочки туда, где хозяйничают болезнетворные возбудители. Своего рода тотальная «газовая атака» на инфекции! Затем в России начали увлеченно озонировать воду на царских курортах. Но всех, как водится, опередила Америка, где Никола Тесла запатентовал первый в мире озонатор еще в 1896 году и первым же предложил озонировать масло. Оно, кстати, до сих пор в арсенале медицины. Считается, что такое масло в 100 раз эффективнее, чем озонированная вода, и не в пример более стойкое: сохраняет свои ценнейшие свойства в холодильнике целых два года.
Сейчас про озон говорят в один голос: «Он может то, чего не может кислород». Для школяра–недоучки разница между О2 и О3 — всего ничего. А на поверку ученые уже сбились со счету, перечисляя сферы приложения озона. Псориаз, облысение, целлюлит, герпес, ожирение, вирусные гепатиты, тяжелые интоксикации, атеросклероз нижних конечностей, остеомиелит — в этом списке фигурируют уже 150 позиций. Кубинские медики проводят «газовую атаку» на болезнь Альцгеймера, итальянцы — на грыжи. Доктор–озон, как выясняется, и боль утоляет (прекрасное, между прочим, известие для мающихся артрозами, ревматизмом и даже мигренью!), и уровень холестерина снижает, и сахара в крови, и иммунитет поднимает. Более того, ревнители «теории окислительного стресса», объясняющей старение организма накоплением свободных радикалов, уверяют, что в профилактике сахарного диабета и ишемической болезни сердца озон и вовсе не имеет равных. «Фактически нет ни одной специальности, где бы озонотерапия не применялась! — утверждает и дерматолог–косметолог Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения Галина Нестеренко. — И если раньше, к примеру, беременность была одним из противопоказаний, то теперь некоторые методики и у будущих мам работают прекрасно». В общем, нечего удивляться тому, что в Германии озонотерапия в чести у врачей от неврологов до стоматологов. Считается, менее дорогое и менее «химическое» подспорье найти трудно...
В 1970–е годы это окончательно осознали в Европе, в конце 80–х — в России, особенно в Нижнем Новгороде, у нас же такие установки можно пересчитать на пальцах одной руки. На новенький прибор в Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения интересующиеся медики ходят поглядеть, как на музейный экспонат. Хотя в одном из крупнейших минских частных центров старой новой методикой увлеклись еще в 2001 году. Третий энтузиаст — Витебский областной клинический кожно–венерологический диспансер, где озонотерапия возглавляет рейтинг самых востребованных инновационных технологий. Неплохо для начала: за год — 710 процедур, в денежном эквиваленте — плюс 15 млн. рублей. Можно, видимо, уже открыть и маленький секрет: в новом перечне платных медицинских услуг, который вот–вот пройдет все согласования, тоже фигурирует озон! Точнее, озонорефлексотерапия, а если попроще — методика воздействия «пахнущим» на биологически активные точки. Главный специалист Минздрава по рефлексотерапии профессор Александр Сиваков видит в нарождающейся моде всего одну опасность: «Когда расхваливают какой–то один метод, рано или поздно наступает момент отрезвления». И то верно, если вспомнить тот простой закон, что любая «фишка» становится «хитом» только в очень умелых руках.
Справка «СБ»
Западные медики рекомендуют проходить по 2 курса озонотерапии в год (это, как правило, 15 процедур, каждая длится около 25 минут).
Кстати
Среди противопоказаний к озонотерапии:
аллергия на озон
острая алкогольная интоксикация
склонность к судорогам
гипертиреоз
ранний период после различного рода кровотечений, в том числе внутренних
снижение свертываемости крови
геморрагический инсульт и др.
У детей применяется обычно только озонированное масло.
Дави на газОзон не зря называют «самым загадочным компонентом атмосферы». С человеком у него крайне запутанные отношения. То он нам друг, то враг. Скажем, озоновый слой, тонкой вуалью...