...Утренний звонок испортил настроение. Звонил руководитель пищевого предприятия, чью продукцию в одной из своих публикаций я назвал нездоровой. Слушая его абсолютно бездоказательные обвинения, я ощутил, как в моей душе грусть постепенно переливается в тоску. Конечно, каждый производитель мечтает, чтобы его продукция уходила со свистом, и гонит от себя мысль о том, что она, может, и не очень полезна. Директор завода по производству «плодово–выгодных» вин старательно не замечает тихо спивающихся жителей родного городского поселка. А руководитель кондитерского цеха распоряжается добавлять побольше «Е» в торты, чтобы увеличить срок реализации. При этом сам директор винзавода не пьет «чернила», а руководитель кондитерского цеха вряд ли понесет торт домой. Ведь оба они хотят вместе со своими близкими быть здоровыми. Теоретически это вполне реально. А практически, с такой–то вот «логикой»?
По данным ВОЗ, вклад сердечно–сосудистых заболеваний в «траурную» статистику — как минимум 45 процентов в промышленно развитых и 24 процента в развивающихся странах. И это не знак изменения генома человека! В отличие от предков, охотников и собирателей трав, мы в большинстве своем движению предпочитаем «навороченные» автомобили, а растительной пище — обилие сладкого и жирного. И все меняется только к худшему! В странах ЕС животное масло постепенно вытесняет из кондитерской промышленности растительные жиры, зато дотации на фрукты и овощи сокращаются. Усилия кардиологов, онкологов (угроза рака) и эндокринологов (угроза диабета) разбиваются о политику правительств и интересы индустрии питания, что ярко видно на примере США. И не только. Помню, как в телеинтервью один ответственный сотрудник Минсельхозпрода заявил, что в случае трудностей со сбытом белого сахара нам просто–напросто придется... съедать его больше. Вот так вот. Хоть стой, хоть падай. Печальна и судьба обучающей компьютерной программы об основах здорового питания, которую мы начали разрабатывать с одним талантливым программистом. На полпути дело застопорилось из–за отсутствия финансирования. В какие бы двери я ни стучался, в ответ — равнодушие и отписки...
Понятно, что медикам очень сложно рассматривать здоровье нации как основную цель, а не только как проблему отдельного человека. А государству нелегко найти компромисс между двумя выгодами — материальной (сбор акцизов на табачные изделия) и демографической (ограничение продажи сигарет как профилактика рака легких). Вместе с тем есть опыт, заслуживающий внимания. Дания с этого года ввела налоги на сладости, прохладительные напитки и жирную пищу, они принесут в бюджет полтора миллиарда крон за год и сделают датские лакомства самыми дорогими в Евросоюзе. Но цель в другом — чтобы датчане ели неполезные конфеты и сандвичи только по большим праздникам и таким образом предупреждали сердечно–сосудистые заболевания и диабет, эпидемия которого надвигается на планету. Другой пример. Когда финны только запускали свою программу по здоровому питанию, 90 процентов населения густо намазывали масло на хлеб, а сейчас только 3 процента вообще употребляют масло, в 2 раза уменьшилось потребление соли. А если бы все оставалось по–прежнему, то в прошлом году страна потеряла бы только от сердечно–сосудистых заболеваний на 14 тысяч человек больше!
Иными словами, здоровьем, этим основным капиталом экономики, можно управлять через инвестиции в него. Прежде всего — в рациональное питание. Максимальный эффект дают вложения в детское здоровье. Скажем, если ваша компания вложила в минерально–витаминные комплексы для детей 5 тыс. долларов, то, считайте, инвестировала в экономику детского здоровья от 1 до 2 млн. долларов.
Сегодня центр тяжести смещается на управление корпоративными ресурсами здоровья. И все–таки здоровье на производстве у нас «охраняется» уже после того, как потеряно. А должна быть, наоборот, презумпция ценности здоровья. Человека надо мотивировать — скажем, надбавкой «за здоровье» или сниженным страховым тарифом. Кстати, во многих американских корпорациях занятия фитнесом включены в рабочее время. А еще, с прицелом на будущее, остро нужна национальная программа здорового питания, объединяющая интересы граждан и производителей здоровых продуктов питания, а также их поставщиков. Руководить такой программой должен специальный фонд как самостоятельная структура. С его подачи ставки налогов на прибыль здоровых продуктов могут снижаться, а на полные химических добавок чипсы или бесполезные мясные консервы — напротив, повышаться. Пусть брэндовая газировка существует на нашем рынке, но по цене, недоступной для большинства малолетних потребителей. А вот высококачественные соки должны иметь налоговые послабления, чтобы стать ежедневным гостем на каждом столе. По большому счету, нам всего–то и надо, что отбросить пронафталиненные стереотипы и наконец начать действовать так, как того требуют новые времена.
Дело вкусаО здоровье...Утренний звонок испортил настроение. Звонил руководитель пищевого предприятия, чью продукцию в одной из своих публикаций я назвал...